Семейные фотографии
Одним из диагностических и одновременно психотерапевтических приемов семейной терапии является использование семейных фотографий.
Из имеющихся фотографий каждая семья конструирует свой портрет: последовательность образов является свидетельством взаимосвязей семьи. Фотографии могут помочь членам семьи собрать воедино все мысли о семье, появляющиеся с течением времени, а также конкретные факты жизни семьи.
Выделяют четыре этапа этой методики:
1) психотерапевт просит члена семьи объяснить, почему он отобрал именно эти фотографии; пришлось ли ему обращаться к другим членам семьи за фотографиями; как хранятся фотографии – спрятаны или доступны. Уже это может объяснить некоторые семейные отношения. Например, одна девушка принесла на встречу с психологом только ксерокопии фотографий, так как мать не разрешала выносить фотографии из дома;
2) перед тем как человек начнет рассказывать о том, что изображено на фотографиях, психотерапевт может попросить других членов группы описать людей, изображенных на фотографии – выражения их лиц, движения тела, сделать предположение о том, на какой стадии жизненного цикла находилась семья в момент съемки. Этим дается возможность клиентам услышать мнение посторонних наблюдателей, не знающих истории семьи;
3) объяснив, кто на фотографии, как эти люди взаимосвязаны, член семьи, работающий с психологом, дает собственную интерпретацию взаимоотношений между людьми, снятыми на фотографии, а также рассказывает, что можно было бы изменить на этой фотографии;
4) психотерапевт просит дать название фотографии (например, одна девушка назвала фотографию, где она была снята вместе с матерью и сестрой, «Я с мамой», а не «Мы с мамой», так как у нее не складывались отношения с сестрой, с которой они постоянно соперничали).
Историю семьи легче рассказывать с помощью фотографий. Клиент не остается один на один со своей историей, он видит, что и другие люди, а тем более те, на чью психологическую помощь он рассчитывает, что-то понимают в ней.
Фотографии могут помочь налаживанию контакта между клиентом и психологом (психотерапевтом), так как иногда клиенту трудно найти подходящие слова. Снимки из семейного альбома можно использовать для анализа событий во времени, посмотреть на какую-либо фотографию «до события» и «после». Через фотографию можно познакомиться с членом семьи, который не приходит на консультацию.
Близка по своему замыслу к предыдущей технике и методика просмотра фрагментов видеофильмов.
Возможен просмотр двух фрагментов видеофильма: две семьи, их поведение во время еды, разное отношение к еде, семейные разговоры и т.д.
Участникам просмотра задают следующие вопросы:
1. Где и как сидели члены семьи и сидели ли все за столом во время еды?
2. Какие были правила, касающиеся выражения чувств за столом («Дайте отцу поесть, прежде чем вести разговор»)?
3. Имела ли пища символическое значение (например, награда, наказание)?
4. Какое символическое значение предпочтений (при раздаче, получении пищи), индивидуальных различий, выражение контроля, власти? (Например, в некоторых семьях все едят одно и то же, в других – для детей отдельная пища или для отца какое-нибудь мясное блюдо…).
5. Кого обслуживают первым и кого последним?
6. Какие выражения этнических характеристик включаются во время еды (например, есть ли особое значение пищи, предпочитаемое блюдо)?
7. Какие правила для полов выражаются при покупке продуктов, приготовлении пищи, сервировке стола, разговорах, уборке со стола?
8. Существует ли различие между повседневной и праздничной едой и в чем оно проявляется?
9. Какие изменения возникают, когда на ужин приходят гости?
«Указания (директивы)». Это высказывания психотерапевта о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. В этом случае семейный психотерапевт прямо и конкретно указывает, что нужно сделать для того, чтобы они добились своих целей (решения проблемы, разрешения конфликта). По содержанию указание (директива) может касаться конкретных действий (необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и др.). Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной терапии:
§ указание членам семьи делать что-то;
§ указание делать нечто иначе, чем до сих пор;
§ указание не делать чего-то, что они до сих пор делали.
Директивы делятся на прямые и косвенные. В основе этого подразделения – разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае косвенной, парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психолог в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Например, психотерапевт, работающий с конфликтующей семьей, может предписать членам семьи конфликтовать в определенных условиях и случаях, в тайне рассчитывая, что такое предписание расстроит присущий данной семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты смешными и искусственными в глазах семьи.
Применение указанной техники требует:
§ тщательного изучения семьи;
§ достаточного авторитета психотерапевта в глазах члена семьи, который должен выполнить указание;
§ психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта. В ходе семейной психотерапии спонтанно возникает значительное число всевозможных ситуаций, проблем, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся ситуаций. При этом нередко спонтанно «проглядывают» как раз те аспекты взаимоотношений между ними, которые являются для них проблемными. Психотерапевт должен быть готов заметить эти моменты, «выхватить» их из потока событий, обратить на них внимание членов семьи и показать, как их можно решить.
Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной психотерапии. Речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способа обсуждения и решения различных семейных вопросов в составе семьи. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели:
1. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др.
2. Обучение членов семьи методам семейной дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. И то, и другое используется психотерапевтом для формирования у членов семьи боле широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих выявление истины в ходе дискуссии.
Управление семейной дискуссией требует немалого искусства психотерапевта, который должен умело использовать систему основных приемов:
§ эффективное использование молчания;
§ умение слушать;
§ обучение с помощью вопросов;
§ повторение (резюмирование);
§ обобщение;
§ экспликация (пояснение, истолкование) эмоциональных состояний членов семьи;
§ конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи.
Так, например, «Эффективное использование молчания» - это прием, применяемый психотерапевтом в момент, когда дискуссия по какой-либо причине прерывается и воцаряется неловкое молчание. В этот момент психотерапевт, вопреки ожиданиям членов семьи, присоединяется к общему молчанию: молчит вместе со всеми. Такое поведение может преследовать разнообразные цели. Одна из них – снятие напряженности на первых этапах знакомства с семьей. Молчание психотерапевта в этом случае означает то, что постоянное говорение не есть обязательное условие совместного занятия, что в молчании нет ничего особенного. В другой ситуации психотерапевт может молчать, если понимает, что такое поведение в данный момент соответствует правилам поведения данной семьи. Своим молчанием психотерапевт показывает, что понимает это правило и разделяет его. Нередко молчание психотерапевта может носить и «провоцирующий» характер.
Столь же многообразные функции играют в семейной дискуссии «умение слушать», «обучение с помощью вопросов», резюмирование и др. Все они могут выполнять обучающую функцию: избирательным слушанием, вопросами, резюмированием психотерапевт обращает внимание семьи на какой-то аспект обсуждаемого в ходе дискуссии вопроса. С их помощью психотерапевт нередко направляет дискуссию в нужное русло. Последнее особенно важно на начальных этапах семейной психотерапии, когда семейная дискуссия под влиянием самых различных моментов, в том числе и страха перед неразрешимыми семейными проблемами, легко сворачивает в сторону, уходит от обсуждения «горячих» тем.
Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений отношений в данном отношении. Один из приемов – обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользали от их внимания. Аналогична роль для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между членами семьи цветовой сигнализации. Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь по различным вопросам, члены семьи зажигают лампочки, соответствующие чувству, которое в это время испытывают. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает возможность членам семьи лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков.
Техника «честной борьбы» или конструктивного спора» включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда члены семьи испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу:
1) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь;
3) все стороны должны принимать активное участие в споре;
4) спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты…», «ты вообще…»;
5) не допускаются «удары ниже пояса», т.е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора. Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и включать их в свои обычные повседневные отношения.
Особое значение в семейной психотерапии приобретает формирование версионного мышления. Упражняющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает попытку самоубийства. От клиента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда «с ходу» выдвигает значительное число версий различных поступков. Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.