Лекция №6. Структурные элементы внушения:
Структурные элементы внушения:
1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:
- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения
- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)
2. процессуальный – принятие суггерендом внушения
3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда
Виды внушения:
~в зависимости от целей воздействия
1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным
~в зависимости от содержания и характера внушения
1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий
2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний
3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний
4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний
~ в зависимости от способов и приемов внушения
1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью
~ в зависимости от количества субъектов
1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа
~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда
Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
Факторы, влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологические особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает внушаемость)
- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)