Основные направления зарубежной психологии на рубеже 19-20 веков
Наблюдения, его виды.
Методы наблюдения –знания о психологии человека путём наблюдения непосредственно за самими психическими явлениями в том их виде, в к-ом они представлены в сознании человека, или за теми внешними признаками, в к-ых проявляется психология человека.
Наблюдение:внутреннее (самонаблюдение), внешнее (за группами);
- внешнее наблюдение (есть наблюдатель, следит за субъектами наблюдения, фиксирует результаты);
- внутреннее (самонаблюдение);
Интроспекция – внутреннее наблюдение души(самонаблюдение - форма словесного отчета испытуемого (наблюдение за собой));
Рефлексия (переживание, размышление по поводу собственного состояния)
- включенное наблюдение (человек является членом группы, он в неё включен и наблюдает за субъектом, который и не подозревает об этом)
Структурализированное, неструктурализированное;
Структурализированное:
- чёткий план;
- продуманная фиксация полученных результатов ;
- гипотезы (форма перехода от наблюдения к описанию) ;
- объяснения.
4. Эксперимент в психологии, его виды, примеры эксперимента.
Экспериментальный метод (в психологии используется более 130 лет) – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого.
Виды:
- лабораторный метод (проводиться в условиях лаборатории, действия испытуемого определяют инструкциями, испытуемые знают, что надо ними проводят эксперимент) пр.: эксперименты на память, внимание;
- естественный метод → эксперимент перенесён в естественную среду; предложен А.Ф.Лазурским в 1910г. – люди в состоянии стресса. Форма эксперимента – беседа, урок, общение, естественные условия;
- психолого-педагогический метод (испытуемый знает, что его испытывают), пр.:ЕГЭ
1) Эксперимент Аша (исследование давления группы)
Какой из треков равен эталонному? 7 человек говорят правильно, а 5 человек (подсадные) на 3 туре говорят не правильный результат. ¾ поддались группе и сказали неверно. 37% комфортизм - поддались.
2) Что больше, площадь круга или площадь звезды?
S круга больше S круга на 1/3. 46% - согласились, что S звезды больше.
3) Эксперимент на возникновения групповых норм (Шериф М. 1937г) – Первый день. 3 испытуемых завели в темную комнату, включили резкий точечный свет, этот свет начинает двигаться. Испытуемых спрашивали на сколько сдвинулся свет, фиксировали результат.
Второй день. Тех же 3 испытуемых ввели в туже комнату, включили тот же свет. Испытуемые говорили те же результаты, что и в первый день, но свет не двигался.
Эксперимент над студентами в Америке. «свобода слова не привилегия, а не право»
Приостановить свободу слово? По одиночке не соглашались. При подсадных 58% поддались, согласились.
5.Требования к тестам (валидность, надёжность, стандартизация тестов).
Валидность – хар-ка методики, к-ая обеспечивает уверенность в том, что измеряется именно данное св-во, а не какое-то другое.
Надёжность теста – способность давать аналогичные результаты при повторном исследовании.
Стандартизация теста – все компоненты теста должны соответствовать оригинальной версии инструкции.
История развития психологической науки
История психологии делиться на 2 периода:
1) описательный ( 6-5 вв до н.э. - до конца 19 века) – развивался в недрах философии.
2) появление психологии как науки с 1879 г.
http://gamgam.boom.ru/TEXT/ictpsi.htm прочитать историю можно здесь либо в нашем чудном учебнике :-)
Основные направления зарубежной психологии на рубеже 19-20 веков
1) Структурализм. Направление школы Вильгельма Вундта. Осуществляет профессиональную подготовку психологов. Психология – наука о создании человека, которое должно изучаться экспериментально. Вундт считал, что сознание надо изучать через чисто элементы.
2 направления:
Физиологическая – сознание, ощущение, память.
Психология народов – изучение языков, мифов, традиций, прав, обычаев.
Цели: получение данных о структуре сознания через выделение его чистых элементов.
Методы: эксперимент, самонаблюдение по методу спец.программ.
2) Функционализм(основатель В. Джеймс). Направление возникло для того, чтобы решить политические задачи. Джеймс предложил наблюдение, анализ результатов деятельности человека.
Психология – наука описывает и истолковывает состояние сознания (суждение, желание, эмоции, ощущение).
Предмет психологии – сознание. Сознание – неделимое целое, поток. Связывал психологию с физиологией. Сознание обеспечивает связь с внешней средой.
3) Бихевиоризм. Основатель Э.Торндайк и Д.Уотсон. Концепция: не изучение сознания, а изучение стимулов (внеш.условий) и как изменялась реакция организма с изменением стимулов. Классическая форма бихевиоризма: стимул ⇒ реакция (S ⇒ P). Сначала сопоставлялись стимулы, сделали вывод, что стимул зависит от какого-то действия.
4) Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.
Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.
Поведение зависит от внешнего воздействия.
8. Классификация психологических явлений
Выделяют 3 крупные группы психологических явлений:
1. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психологических явлений (чувство, память, внимание)
2. Психические состояния - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психологической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности действий личности.
3. Психические свойства – следует понимать устойчивое образование, обеспечив.определённый уровень деятельности и поведения человека.