Основные направления и школы в зарубежной психологии

19 век – происходит становление науки.

Основные школы:Школа структурализма – занимается исследо ванием структуры сознания. «структура» - предполагает понятие элемент и связь. Направление школы - поиск исходных ингре диентов психики, отождествляемых с сознанием, способом их структурирования. Ученые: англ. Э. Титчинер, профессор Кюльпе (уроженец Латвии). Введены в психологию мышления новые переменные - «установка», «задача», «процесс», несенсор ные компоненты в составе сознания – умственные, а не чувственные.

Школа функционализма. Франц Брентано описывал и классифицировал формы восприятия актов, применяемых к выводу. с 3 основные формы (акты) - представления чего-либо, акты суждения о чем-либо, акты эмоциональной оценки о чем-либо. Немец. психолог Карл Штумпф считал предметом психологии – исслед. псих. функций (актов), т.е. воспринимание, понимание, хотение. Введено понятие функции. Ученые: Вильям Джеймс, Джон Дьюи. Школа бихевиоризма (поведение). Основной девиз: «Понятие о поведении, как объективно наблюдаемой системе реакции организма на внешние и внутренние стимулы». Ученые: Торндайк, + отечест. Сеченов, Павлов, Бехтерев.

Гештальт-психология. Зародилась в противовес бихевиоризму в Германии. Гештальт в переводе с немецкого - форма, структура. Основоположник: М. Вертгеймер, В. Кёллер. Приемники функционализма, считали, что процесс психического развития делится на 2 параллельных процесса: созревание и обучение. Они не знали, что процесс обучения может опережать созревание, а может и отставать. Идут параллельно друг другу, создают иллюзию зависимости.Школа нетипичной психологии Ж. Пиаже – впервые применил метод клинической беседы, теорию детского мышления построил на основе логики и биологии.Школа психоанализа З. Фрейд (Ид, Эго, Супер-Эго). Психика состоит из 3 слоев сознательного, предсознательного и бессознательного. К.Г. Юнг – архетипы: анима, анимус, персона, тень, самость, мудрец, бог.Индивидуальная психология А. Адлера, не соглошался с Юнгом (не врожденный инстинкт, а чувство общности).Неофрейдизм – Карен Хорни ( изучает образ «Я») и Эрик Фромм. Корни считала, что психотерапия помогала понять самого себя, сформировать адекватное представление о себе.Эрик Фромм - социальное окружение являлось не просто условием, а развитием социально-психологических факторов развития личности.Гарри Спок Салливан – межличностные отношения.Эрик Эриксон – эгопсихология.Гуманистическая психология Г. Олпорт. Изучали психологию личности, данное направление актуально по сей день, пирамида потребностей А. Маслоу, К. Рождерс. Цель – понять человеческое существо во всей его непосредтвенности.

Отечественные школы и направления в психологии

Ленинградская школа в отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананньев (основоположник), Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалёв и др. Атрадиции были заложены Б.Г. Ананьевым, исследования проходили в сфере изучения личности. Б.Ф. Ломов – системный подход в психологии. Бехтерев – естественно-научное направление в изучении психологии (Московская отечественная школа психологии). Школа считается практической, прикладной исследованиями.

Московская школа отечественной психологии: 20-е годы 20 века вокруг Л.С. Выготского собирается круг единомышленников: А.Р. Лурия, Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович.

Леонтьев – основоположник отечественной психологии развития.

Эльконин Д.Б. базируется теоретическое положение.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объектив ной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которо го формируются идеальные образы реальной действительности, необходи мые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика – это субъективное отражение объективного мира.

В структуру психики входят:

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетичес кую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представле ние, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния –представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога).

6. Психические процессы, свойства, состояния, образования

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Психичес. процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие,Память,Мышление,внимание, воображение, речь) и эмоционально-воле вые (эмоция, чувства, воля). Психические состояния – представляют собой относи тельно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога, стресс, радость, страх, аффект, эйфория). Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность . Психические образования – это лабиль ные (подвижные, изменчивые) психич. явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профес сиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирую щимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность. Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое (понимание) или механическое (заучивание) овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения.

Методы психологии

Методы разделены на две основные группы: субъективные и объективные

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследовате лей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу—самонаблюдения- наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод само наблюдения часто используется совместно с методом опроса, Он основан на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Тест-опросник - основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психолог. характеристики. Тест-задание предполагает получение информации о психолог. характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Две основные разновидности эксперимента: лабораторный - создание искусственной ситуации, в которой изучае мое свойство может быть лучше всего оценено и естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть Методы моделирования - применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психич. явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Беседа — вариант опроса, отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения

Наши рекомендации