Социально-психологические модели сбережений
В современной экономической психологии сберегательное поведение рассматривается в зависимости от нескольких групп факторов.
Возможности для сбережений зависят прежде всего от размера получаемого дохода, который, однако, не объясняет всего сберегательного поведения людей. Поэтому подчеркивается важность и значимость когнитивных и оценочных факторов, оказывающих самостоятельное, независимое влияние на то, как формируются сбережения населения:
- экономическое окружение, восприятие этого окружения индивидом;
- ожидания - промежуточные переменные между экономическими стимулами и индивидуальными действиями; их формирование обусловлено, с одной стороны, процессами социализации индивида, а с другой – его личностными характеристиками;
- процедуры принятия решений по отношению к различным формам сбережений различны, поэтому само сберегательное поведение неоднородно.
Выделяют группы переменных, влияющих на сберегательное поведение населения:
Формы сберегательных действий:
- институциональные (пенсии, ипотека, страхование жизни, и т.п.)
- денежные (банковские счета, наличные деньги и т.п.)
- ценные бумаги (акции, облигации и т.п.)
Выявлены четыре наиболее распространенные цели, ради которых американцы откладывали деньги:
- несчастные случаи (болезни, безработица),
- старость и уход на пенсию (об этом начинают беспокоиться начиная с тридцатилетнего возраста),
- образование детей,
- покупка дома (или других товаров длительного пользования).
Люди относительно редко откладывают деньги, чтобы потратить их в дальнейшем, или ради улучшения качества жизни; немногие в качестве цели сбережений видят получение дополнительного дохода или дивидендов по вкладам; сбережения являются очень важной целью для большинства людей. Их отсутствие рассматривается как большое несчастье, а иногда - как нравственный изъян.
Утверждение потребительской психологии, характеризующей нынешний век, не уменьшает ценности экономии у современных американцев и европейцев.
Установлены:
- Линейная зависимость сбережений от возраста: люди старшего возраста более бережливы.
- Зависимость от образования нелинейна: наиболее и наименее образованные отрицательно относятся к сбережениям (но не к инвестициям).
- Благосостояние не оказывает заметного влияния на отношение к сбережениям, за исключением того, что с ростом доходов мнение о бесполезности сбережений встречается реже.
Экономические, демографические и психологические характеристики людей, склонных и не склонных делать сбережения,
Люди, делающие сбережения:
- имеют более высокий уровень образования и доходов;
- более оптимистичны, чем те, у кого нет сбережений;
- полагают, что распоряжаются своими финансами лучше, чем их родители;
- чувствуют себя лучше, чем их родители в том же возрасте;
- ожидают, что через год их состояние улучшится;
- полагают, что экономика в целом процветает;
- не склонны к фатализму, считают, что контролируют свое финансовое положение;
- верят, что финансовые проблемы других людей вызваны их недисциплинированностью;
- не склонны тратить деньги в угоду сиюминутным желаниям;
- обычно делают покупки в немногих излюбленных ими магазинах.
Люди, не делающие сбережений:
- обычно утрачивают контроль над своими финансами, считают себя жертвой внешних обстоятельств, но склонны обвинять себя и сокрушаться, когда дела идут плохо;
- обычно не обсуждают свое финансовое положение с друзьями и родственниками, предпочитая оставлять его в тайне, тем самым они лишают себя социальной поддержки в трудных обстоятельствах;
- предпочитают делать покупки где попало и считают, что кредитная карточка только усложняет их жизнь;
- сами усложняют себе жизнь, придерживаясь непоследовательных стратегий и теряя контроль над своим поведением.
Экономические переменные имеют высокую предсказательную силу в отношении общего объема сбережений, тогда как психологические переменные хорошо предсказывают, какую часть своих доходов и с какой регулярностью человек будет откладывать.
Азартные игры
Ответ на вопрос, почему люди играют в азартные игры, для большинства кажется очевидным: чтобы выиграть легкие деньги и для развлечения. Однако психоаналитики утверждают, что некоторые люди, наоборот, играют, чтобы проиграть.
Каждому, кто когда-либо играл в казино или на бирже знакомо чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отзвуком инфантильного всемогущества. В этом и состоит страсть игрока: он вводит себя в состояние иллюзорного знания, как будто он действительно видит номера, которые должны выпасть. За этой упорной - вопреки всякой вероятности - надеждой на успех скрывается стремление к проигрышу.
Разумеется, не все игроки - невротики. Миллионы людей регулярно посещают бега, участвуют в лотереях, проводят время за карточным столом или у игровых автоматов. Это позволяет им испытать волнующие чувства риска и азарта и ненадолго создает у них иллюзию, что они могут достичь в жизни чего-то большего, чем имеют.
Помимо психоаналитических, существуют другие теории, объясняющие поведение игроков их личностными особенностями:
- игру как суррогат рискованных ситуаций, исчезнувших из повседневной жизни: люди, профессии которых связаны с очень высоким или очень малым риском, выбирают рискованные игры, те же, чья профессиональная деятельность сопряжена со средним риском, предпочитают не рисковать в игре;
- рискованные игры предпочитают экстраверты и люди, которым не хватает внешней сенсорной стимуляции.
Предрасположенность человека к игре определяется следующими обстоятельствами:
- Социальное научение: способы, которыми новички обучаются правилам и результатам игры.
- Личность: индивидуальные различия могут влиять на определенные последствия игры.
- Кризис и стресс: игра может использоваться как компенсационный механизм.
- Досуг: игра может быть важным аспектом времяпрепровождения на отдыхе.
- Социальное подкрепление: социальные контакты и обстановка, в которой проходит игра.
- Потребность в физиологическом возбуждении: игра может служить стимулирующим средством, используемым человеком для регуляции нервного возбуждения.
- Познание: игровой опыт может использоваться в целях изучения и понимания действительности.