Социально-психологические аспекты взаимоотношений инвалидов и общества Социально-психологическая среда

Сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инвалидом и обществом. Сразу возникает еще один вопрос: почему возникают такие барьеры, и кто их ставит? А поставило эти барьеры общество, которое хочет оградиться от

людей. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве. Второй барьер – трудовая изоляция, -

из-за патологии инвалид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. Из этого вытекает следующий барьер – мало обеспеченность следствие социально - трудовых ограничений, поэтому они вынуждены существовать на пособие, либо на невысокую заработную плату. Информационный барьер с одной стороны уже преодолевается инвалидами, ведь появляется больше инноваций, интернет более доступен, но все, же в связи с мало обеспеченностью, многим они еще не доступны. Еще один немало важный – то эмоциональный барьер, являющийся двусторонним. Он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида вызванных неудавлетворённостью в личной и интимной жизни– жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гипер опеки.

Если рассматривать человека с ОВЗ с точки зрения медицинской модели, то речь пойдет о человеческом организме, имеющем определенную патологию или дисфункцию, полученную в результате болезни, травмы или иного воздействия, нуждающуюся в исправлении посредством медицинского вмешательства и накладывающую временные или постоянные ограничения, различные по степени выраженности и сфере проявления. Таким образом, измениться должен именно сам инвалид, чтобы максимально приблизиться к принятому в обществе понятию "норма". Помимо прочего транслируется идея изоляции людей с ОВЗ от социума, их неспособности самостоятельно полноценно принимать решения, в связи с чем они являются скорее объектом политики, нежели ее субъектом, и им необходимо следовать за решениями большинства.

Именно данная модель и является наиболее распространенной в обществе, и служит источников предубеждений и мифов, создающий барьер между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью. К числу таких мифов можно отнести: образ жизни инвалида трагичен и в корне отличен от образа жизни других людей; инвалиды не способны вступать в интимные отношения и быть родителями; инвалиды постоянно нуждаются в помощи, обладают низким социальным статусом и т. д.

Разновидностью медицинской модели считается реабилитационная модель, которую еще называют моделью функциональной ограниченности. Ее особенность заключается в понимании инвалида как человека неспособного выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. Главная проблема — это наличие дефектного тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации с целью устранения функциональных расстройств, вызываемых дефектами. Суть реабилитации — приспособить инвалида к социуму.

Экономическая модель предполагает перераспределение доходов между различными слоями общества, основанием же для него является определение инвалидности, предложенное в медицинской модели. Люди с инвалидностью по меркам данной модели физически неполноценны, а значит либо не могут работать вообще, либо нуждаются в гораздо меньшей нагрузке. Что влечет за собой отношение к лицам с ОВЗ как к неполноценным, менее производительным, экономически ущербным.

Согласно социальной модели, инвалидность — социальная проблема, требующая политического вмешательства, возникающая из-за неприспособленности окружающей среды к людям, имеющим ограничения. Причем данная неприспособленность связанна не только с конкретными бытовыми условиями, но и отношением социального окружения. Ограниченные возможности в рамках данной модели рассматриваются как результат социального, экономического и политического притеснения инвалидов внутри конкретного общества. Отсюда должно и измениться отношение к людям с инвалидностью, как к притесняемой группе, а не аномальным, живущим в постоянной трагедии индивидам. В отличие от медицинской модели объектом изменений должен стать не только инвалид, но и само общество. При этом инвалид рассматривается в качестве полноценного субъекта, интегрированного в общество наровне со "здоровыми" людьми и участвующего в жизни этого общества и принятии решений. Социальная модель создана самими инвалидами, в число которых входят исследователи и политические деятели.

Данная точка зрения менее распространена в общей популяции. Но именно в ее пользу говорят рассмотренные выше исследования П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой, Т.А. Добровольской, Д.Мессер и др.

Выделяют различные варианты социальной модели инвалидности. Британскую материалистическую модель, вытекающую из учения К.Маркса и рассматривающую инвалидность как социальное угнетение, а самих инвалидов как социально угнетенных. Британская модель независимой жизни делает акцент на идее нормализации, идеологии независимой жизни инвалидов. В практике она выражается в свертывании сети специализированных интернатов для людей с ОВЗ и развитии вместо них разнообразных форм обслуживания и поддержки по месту жительства. Также активно пропагандируется развитие самопомощи, трансформация человека с инвалидностью в активного члена общества, самостоятельно принимающего решения и несущего ответственность. Концепция меньшинства, рассматривающая людей с инвалидностью как социальное меньшинство, чьи права ущемляются барьерной средой. В целях соблюдения данных прав они должны быть прописаны законодательно.

Ф. Вуд предложил модель Handicap, одобренную ВОЗ, которую принято относить одновременно к философской, медицинской и социальной концепциям. Главный постулат, лежащий в основе модели гласит: "Инвалидом оказывается любой человек, перед которым встают препятствия, ограничения, мешающие ему нормально действовать, в результате чего он попадает в социально невыгодное положение" [7, С.12].

В рамках данной концепции социальный работник сопровождает человека с ОВЗ во время адаптации и социализации. Главная задача — интегрировать личность с ОВЗ и предоставить ей возможность для саморазвития, сняв все возможные социальные препятствия, как социально-психологического, так и материально-технического характера.

Психосоциальная модель инвалидности вытекает из учения Гофмана и методологической базой ей служит социология символического интеракционизма. Гофман рассматривал разрыв между "виртуальной" и "актуальной" социальной идентичностью. Между тем, чем человек должен быть и тем, чем он является. Разрыв между двумя идентичностями трактовался автором как "клеймо", "стигма". К носителям стигмы относятся и люди с ОВЗ. Через призму стигмы рассматриваются театрализованные взаимодействия "нормальных" и "заклейменных" людей. Сама инвалидность понимается как результат действия стигмы, а граница между "нормой" и "стигмой" является социальной конструкцией, имеющей динамичный характер и изменяющийся в зависимости от пространственно-временных аспектов конкретной социальной системы. В связи с чем необходимо менять само понятие "нормы", принятое в социуме, расширять его границу с целью включения в "норму" и снятия "стигмы" с лиц с ОВЗ.

Еще одной разновидностью социальной модели инвалидности является культурная модель инвалидности, которая предлагает рассматривать инвалидность как совершенно особый, отличный от других культурный феномен. Рассматриваются вопросы о том, каким образом сплачивает людей с ОВЗ особая групповая идентичность; каким образом культура и искусство лиц с инвалидностью используются ими для формирования собственного положительного публичного образа. В понятие культуры инвалидности входит и понимание самими инвалидами собственной жизни как жизни людей с ограниченными возможностями и положительная групповая идентичность, гордость за принадлежность к группе, и укрепление общественной позиции инвалидов. В данной модели транслируются идеи усиления самоидентификации инвалидов посредством преодоления зависимости лиц с ОВЗ от господствующих культурных предпочтений, создания особой субкультуры инвалидности и активной интервенции инвалидов в доминантную для социума культуру.

Последней среди социальных моделей инвалидности рассмотрим модель человеческого разнообразия, в которой инвалид понимается как многогранный индивид, инвалидность которого лишь одна из множества его особенностей. Главный упор делается на понятии равенства и равной доступности всех аспектов жизни общества для всех его членов вне зависимости от их отличительных особенностей.

Наиболее приемлемой моделью инвалидности, П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова считают биопсихосоциальную модель, лежащую в основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

Новейшая модель инвалидности отвергает само понятие "инвалидность". В защиту данной модели выдвигают три положения: во-первых, социальные взаимоотношения инвалида и социума анализируются в пространстве недугов и заболеваний; во-вторых, необходимо перенести акцент с моделирования инвалидности как последствия недуга и вызываемое этим деление общества на "больных" и "здоровых" в плоскость понятия "доступности окружающей среды" и инвалидности; в-третьих в идентичности лиц с ОВЗ инвалидность навязывается им как один из ведущих параметров.

Р.Дрейк предлагает свою типологию моделей политики инвалидности во многом схожую с уже рассмотренными нами моделями. Типология Дрейка включает в себя: негативную политику, при которой государство активно отрицает гражданские и человеческие права инвалидов; политику невмешательства государства в жизнь инвалидов, игнорирование их существования и особых нужд; мозаичная политика предполагает бессистемную и поверхностную реакцию на инвалидность; максимальная политика характеризуется системной реакцией на ряд проблем, вызванных инвалидностью, сводящихся в основном к стремлению изменить самого человека с инвалидностью; и последняя — политика социальных и средовых изменений, в рамках которой инвалидность признается продуктом общества и окружения, созданного не-инвалидами для инвалидов.

Егорова Т.В. выделят некоторые из наиболее распространенных моделей, выражающих взгляды и представления социума о людях с инвалидностью и их интеграцию в общество как в наше время, так и в более ранние исторические периоды. Среди них модели: "Больного человека"; "Недочеловека", где человек с отклонениями видится существом неполноценным, приравненным к животному, вследствие чего возможно негуманное обращение и создание негуманных условий. "Угроза обществу" отдельных категорий лиц с ОВЗ вплоть до мистических и иррациональных страхов, а значит необходимость их изоляции, порой в совокупности со строгим режимом содержания и отсутствием мер по реабилитации и обучению. "Объект жалости" – модель, препятствующая формированию активной позиции человека с инвалидностью как субъекта, поскольку он воспринимается меленьким, беззащитным, несамостоятельным, нуждающимся в помощи, посему главной задачей является защита и обособление от общества в искусственно созданной комфортной среде. Модель "объект обременительной благотворительности" связана с экономическими возможностями государства и отношением к затратам, необходимым для содержания инвалидов как к экономическому бремени, которое пытаются уменьшить, соответственно и сами инвалиды видятся как бремя, от которого хотелось бы избавиться. Последняя предложенная автором модель "развития" предполагает наличие у людей с ОВЗ способностей к развитию и образованию, а общество имеет обязанность по созданию условий для такового развития, обеспечению лиц с ОВЗ теми же правами и обязанностями, что и все население.

Волкова И.П. предлагает рассматривать две основных парадигмы изучения социально-психологических и личностных факторов интеграции в общество людей с ОВЗ. Предложенные автором парадигмы не рассматриваются как взаимоисключающие, возможно их взаимное дополнение и одновременное принятие обществом.

Первую из них она обозначает как нормоцентрическую или естетвеннонаучную. В рамках данной парадигмы понимание инвалидности близко к медицинской модели, она также трактуется как "дефект, нарушение, негативное состояние организма, влекущее за собой дисбаланс в отношениях с людьми, с самим собой, невозможность выполнять необходимые для члена общества виды деятельности" .

Отношение общества выражается преимущественно в сегрегации и эксклюзии людей с инвалидностью, а адаптация и реабилитация нацелены на приспособление инвалида к социуму и воздействие на него как на объект с целью максимального приближения к норме. В связи с отсутствием признания человека с ОВЗ как равного о подлинной интеграции в общество в данном случае говорить не представляется возможным.

Вторая парадигма, названная гуманистической или личностно-ориентированной, близка идеям экзистенциально-гуманистического подхода. В соответствии с концепциями К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и др., необходимыми условиями интеграции являются возможность саморазвития и самореализации, установления доверительных и партнерских межличностных отношений, принятия различий в образах жизни, направленность на других и социально-полезную деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные религиозная, медицинская, реабилитационная и экономическая модели, нормоцентрическая парадигма, делают акцент на том, что ограниченно или же вовсе отсутствует у лиц с ОВЗ. Эти концепции направлены на создание отдельных социальных ниш для инвалидов и исключение их из общества с последующим развитием социально-психологических барьеров и барьерной среды.

Наши рекомендации