Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность. жданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом
жданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Таких исключений применительно к уголовной ответственности не предусмотрено.
Лицами без гражданства(апатридами), согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1, являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Постоянно проживающими на территории РФлицами без гражданства являются те из них, которые в установленном законом порядке получили вид на жительство в России (ст. 2 Закона). Не соответствует действующему законодательству по-прежнему встречающееся в юридической литературе мнение, что постоянно проживающим в РФ является лицо без гражданства, которое постоянно проживает в России в общей сложности 183 дня в году2.
«Преступлениями против интересов, охраняемых УК» являются все преступления, ответственность за которые предусмотрена в Кодексе (ст. 2 УК)3.
Под «решением суда иностранного государства» следует понимать по смыслу п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. окончательное решение об осуждении или оправданиитакого лица по данному преступлению4. Это правило уголовного закона препятствует повторному привлечению лиц к уголовной ответственности (принцип пе bis in idem).
Персональный принцип конкурирует с территориальной юрисдикцией государства, на территории которого совершено преступление. Не исключена коллизия, при которой гражданин, находясь за границей, одновременно находится под двумя юрисдикциями, требования которых к его поведению существенно отличаются. Во избежание такой коллизии уголовное законодательство большинства государств ограничивает возможность применения персонального принципа правилом «двойной криминальности», в соответствии с которым деяние должно быть уголовно наказуемым как по закону государства его совершения, так и по закону гражданства преступника5.
1 С3 РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. См., напр.: Незнамовд З.А. Уголовный закон // Уголовное право: Общая часть / Отв. ред. И.Я. Казаченко. С. 101. Данное положение предусматривалось прежним законодательством, но сегодня утратило силу.
3 Формулировка закона порождает недоуменный вопрос: разве УК предусматривает
ответственность за какие-либо преступления, направленные против интересов, не охра
няемых Кодексом?
4 ВВС РФ. 1994. №12.
5 См.: Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право: Общая часть. М., 2009. С. 124.
Глава V. Уголовный закон
До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г.1 ч. 1 ст. 12 УК также предусматривала требование «двойной криминальности» и ограничивала наказуемость верхним пределом санкции закона того государства, где было совершено преступление. Это положение подвергалось критике2 и было впоследствии упразднено3.
Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут ответственность по российскому УК, если иное не предусмотрено международным договором России. Данный принцип называют покровительственным(ч. 2 ст. 12 УК). Внастоящее время действуют договоры России и ряда государств — членов СНГ (Армении, Таджикистана и Киргизии) о размещении на их территории военных баз.
Сходный правовой режим применяется в соответствии с международным право- к территориям, аревдованным Россией в военных и иных целях. К таким территориям относятся: космодром «Байконур» в Казахстане, рад земельных участков и объектов инфраструктуры для размещения Черноморского флота на территории Украины4. В соответствии с соглашением между РФ и Казахстаном на территории комплекса космодрома в отношении военнослужащих, лиц из гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство РФ и действуют ее компетентные органы5.
В ч. 3 ст. 12 УК сформулированы три принципа, применяемые в отношении иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих в России: реальный, пассивный персональныйи универсальный.Общим для всех принципов является то, что при их осуществлении отсутствует как территориальная, так и личная связь совершенного преступления с Россией. Требуется также, чтобы лицо, совершившее преступление, привлекаюсь к ответственности в России.
Реальныйпринцип означает, что государство осуществляет юрисдикцию в отношении преступлений, направленных против его интересов. Таким образом, связующим звеном между уголовным законом и преступлением является объект^осягательства. В международном уголовном праве основанием данного принципа выступает неотъемлемое право государства на индивидуальную и коллективную самооборону, зафиксированное в Уставе ООН.
1 С3 РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3452.
См., напр.: Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт криминологического анализа. СПб., 2000. С. 43-46.
См. критику действующей редакции ч. 1 ст. 12 УК: Кибальник А.Г. Оценка «антитеррористических» новелл уголовного закона // Уголовное право. 2006. № 5.
4 См.: Толстых В.Л. Указ. соч. С. 867-869.
5 С3 РФ. 2006. № 13. Ст. 1327.
Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность
Условиями реализации данного принципа являются: 1) совершение преступления за пределами РФ; 2) направленность деяния против интересов РФ; 3) совершение преступления иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно не проживающим в РФ; 4) лицо привлекается к ответственности в России (ч. 3 ст. 12 УК).
Под иностранным гражданиномв соответствии с Федеральным за-оном от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Понятие «преступления против интересов Российской Федерации» в УК не определено. Представляется, что таковыми являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, порядка управления, правосудия, а также иные преступления, основной или дополнительный объект которых связан с интересами государства в узком смысле2. Это соответствует пониманию данного принципа в международном праве, связанного прежде всего с преступлениями антигосударственной направленности (шпионажем, диверсией, терроризмом и др.).
И., не имеющий гражданства, был осужден за хищение огнестрельного оружия и боевых припасов из хранилища воинской части, а также за ряд других преступлений, совершенных с 1991 по 1993 г. в Эстонской Республике. Согласно материалам дела приобретение, хищение, хранение и сбыт оружия и боеприпасов были совершены И. против интересов России, под юрисдикцией которой находились воинские части, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 12 УК осуждение И. по российскому УК является обоснованным3.
Реализации реального принципа препятствует осуждение лица в иностранном государстве. Здесь закон использует иную формулировку, чем в ч. 1 ст. 12 УК, закрепляющей принцип гражданства и указывающей на отсутствие «решения суда иностранного государства». Оправдание или иное освобождение от уголовной ответственности иностранного гражданина в своем государстве не препятствует его осуждению в России4.
1 С3 РФ. 2002. № 30. Ст. 303*2. Л.В. Иногамова-Хегай ограничивает возможность применения реального принципа гл. 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства») {Шогамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право // Полный курс уголовного права / Под ред. А.И. Коробеева. Т. V. С. 770).
3 ВВС РФ. 1998. № 9. С. 4-5.
4 Данное положение представляется нелогичным: если речь идет о российском гра
жданине, совершившем преступление за границей, Россия полностью доверяет иностран-