Ресурсный анализ конфликта (методика В.Н. Ковалева)
В основу рассматриваемой методики положен структурный подход к исследованию конфликтных ситуаций и схематические модели поведенческих реакций субъектов конфликта, разработанные харьковскими учеными А.М. Бандурка и В.А. Друзём.
Ресурсный анализ конфликта, на наш взгляд, является одним из наиболее эффективных для выявления скрытых, порой неосознаваемых мотивов, для определения индивидуальных стратегий в решении внутри – и межличностных противоречий. Большинство известных аналитических методик, предполагает раскрытие и согласование интересов участников конфликта, выявление и нейтрализацию их опасений, изучение мотивов конфликтного поведения оппонентов и преследуемых ими целей (Ш. Фейер, Х. Корнелиус, М.М. Рыбакова). Все это позволяет определить позиции участников конфликта, объяснить их действия, наметить пути и средства решения конфликтной проблемы. Однако не всегда возможно оперативно разрешить конфликт. Причина в том, что одной из основных характеристик конфликта, которую очень редко учитывают конфликтологи, является его динамика. Одни конфликты протекают вяло, длительно, другие развиваются стремительно, третьи – взрывоподобно, и в таких случаях далеко не всегда представляется возможность упредить перерастание конфликтной ситуации в инцидент.
Интенсивность протекания конфликта, его сила, скорость перерастания из одной фазы в другую определяются не только интересами, целями, стилями поведения сторон, но и их ресурсами. Обладание теми или иными ресурсами придает силу конкретному участнику конфликта, дает ему большее число степеней свобод в выборе тактических приемов воздействия на оппонента. Потеря ресурса или осознаваемая субъектом возможность его потерять увеличивает напористость конфликтного поведения в зависимости от личностной значимости данного ресурса.
Ресурсы напрямую связаны с потребностями личности и мотивами ее поведения. Более того, все потребности личности есть потребности в конкретных ресурсах: материальных, моральных, энергетических. Есть ресурс времени, ресурс свободы, ресурс любви или обожания, статусный ресурс, ресурс здоровья, физической силы, материального благополучия, уважения, безопасности, знаний или информации и др. Можно до бесконечности продолжать этот список. Личностный ресурс может одновременно выступать и средством достижения цели, и самой целью, и условием решения личностных, а также межличностных проблем.
Ресурсы имеют как объективное, так и субъективное значение. Субъективность определяется ценностью или значимостью конкретного ресурса для субъекта. Например, субъект не умеет рационально организовать свою жизнедеятельность. У него хронически не хватает времени. Поэтому время для него приобретает особую ценность, а ресурс времени – высокую степень личностной значимости. Два индивида, имеющих объективно одинаковый лимит времени, могут обладать различными ресурсами времени, если субъективная значимость фактора времени различна. Одного индивида любит один человек, и он считает, что он обладает необходимым ресурсом любви. Другого субъекта любят несколько человек, а он хочет, чтобы его любили все. Это нереально и он чувствует себя несчастным, обделенным ресурсом любви.
Тот или иной ресурс для индивида тем значимее, чем сильнее и актуальнее личностная потребность в нем на данном этапе, в конкретной ситуации или вообще на протяжении всей жизни. Одни люди за обладание тем или иным ресурсом готовы жертвовать многим (здоровьем, собственным достоинством, материальным благополучием и даже жизнью). Другие за тот же ресурс не дадут и ломаного гроша. Это зависит от актуализированных потребностей личности, ее ценностей, установок и других факторов.
Нельзя игнорировать и объективную ценность ресурса. Например, для разных людей деньги играют разную личностную ценность. Но в большинстве случаев тот, чей реальный финансовый потенциал более весом, может более успешно удовлетворить свои потребности, реализовать поставленные цели. В принципе это касается и не только материального ресурса, но и любых ресурсов вообще.
Последнее утверждение справедливо на основании свойства эквивалентности личностных ресурсов. Ресурс информации (знаний) эквивалентен определенным ресурсам времени, финансов, уважения, самовыражения и т.д. Обладая финансовым ресурсом, мы можем экономить ресурс времени, расходуя первый на скоростные средства передвижения. Мы можем быстро получить любую информацию, купив ее – или оплатив труд тех, кто сможет нам ее оперативно предоставить. Финансовый ресурс не всегда эквивалентен напрямую ресурсу любви. Но он дает больше возможностей для изысканного ухаживания и повышает вероятность достижения цели. Интеллектуальный ресурс может восполнить практически любой другой.
Итак, ресурсы личности – это ее потенциальные возможности в самых различных и самых важных сферах жизнедеятельности. Но ценность ресурса определяется не возможностью, а актуализированной потребностью в нем и его дефицитом. Не все они равноценны для личности, но в совокупности они обеспечивают более или менее успешную самореализацию личности. Одни из них выполняют непосредственные функции, другие опосредованные, третьи компенсаторные. Но, так или иначе, любой конфликт – это осознаваемая или не осознаваемая борьба за ресурс.
Рассмотрим методику ресурсного анализа конфликта. Она состоит из нескольких этапов. Первый этап предполагает заполнение всеми субъектами (сторонами) конфликтограммы (смотри таблицу 2) и балансного листа ресурсов сторон (смотри таблицу 3)
Таблица 2
Конфликтограмма
Проблемные вопросы | Мои | Оппонента |
Проблема | ||
Цели, интересы | ||
Препятствия | ||
Опасения | ||
Сильные стороны | ||
Возможность поддержки | ||
Недостающая информация | ||
Какую личную потребность удовлетворяю | ||
Эмоции | ||
Личностные ресурсы |
Заложенная в таблице 2 схема позволяет провести развернутый и, в то же время, компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, на и партнера, ресурсы, которые имеют оппоненты и за которые борются. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия, установить возможность обмена ресурсов и цену каждого ресурса для оппонентов.
Таблица 3.
Балансный лист ресурсов
Мои интересы | Ресурсы | Интересы партнера | Ресурсы |
Времени | Свободы | ||
Уважения | Моральный | ||
Материальный | Здоровья | ||
Статусный | Информационный | ||
Любви | Материальный |
Балансный лист (смотри таблицу 3) позволяет четко представить интересы и ресурсы сторон, определить наиболее значимые и наименее значимые, ресурсы, сориентироваться в том, в чем вы можете уступить, в чем может уступить ваш оппонент.
На втором этапе мы анализируем отношение каждого субъекта к своим ресурсам и ресурсам оппонента. Это позволяет спрогнозировать возможные сложности в разрешении проблемы. Кстати этот подход применим и к анализу внутриличностного конфликта. В этом случае балансная таблица личностных ресурсов будет выглядеть следующим образом (смотри таблицу 4).
Таблица 4.
Балансный лист внутриличностных ресурсов
Имею | Хочу иметь | Актуально сегодня | Реально борюсь за… |
Семью, знания, любовь, | финансы, дружбу, время, | статус, здоровье, уважение, | свободу, здоровье, справедливость |
Готов обменять на | Меняю на | Жертвую | Формирую |
знания на деньги, время на знания | Лень на литературное творчество | временем | способность говорить «нет» |
Здесь важно определить, какие ресурсы мы неоправданно теряем, какие из них нам необходимы. Выявить причины потери ресурсов. Разработать индивидуальную стратегию конструктивного распределения, расходования личностных ресурсов и их преумножения. Вычленить главные из них, необходимые для решения проблем и личностного роста.
Межличностные отношения в конфликте, связанные с распределением ресурсов могут быть схематично представлены моделями социального поведения оппонента в межличностном конфликте (смотри рисунок 2). Занесение в сетку таблицы численных показателей поступков субъекта за определенный период времени могут дать целостную картину его поведенческой ориентации.
Все хорошо +1 | |||||||
| Действий | II | +1 получаю (беру) | ||||
-1 даю | Содержание |
| действий | ||||
| Качество | III | |||||
Диагональ эгоизма | -1 все делаю плохо | Диагональ альтруизма | |||||
Рисунок 2. Модели социального поведения, ориентированные на конструктивное или деструктивное взаимодействие с социумом
В четверти +1; +1 (II) получаю все хорошее или беру все хорошее (присваиваю ресурс) – эгоистическая форма поведения, направленная на приобретение всего лучшего без обмена ресурсами.
В четверти -1; +1 (I) – отдаю все хорошее (отдаю ресурс безвозмездно, не осуществляя обмен) - альтруистическая форма поведения, направленная на оказание помощи другим.
В четверти -1; -1 (IV) – отдаю все плохое (с помощью манипуляции отнимаю чужой ресурс, перекладывая свои проблемы и ответственность на другого человека) - эгоистическая форма поведения, направленная на избавление от всего плохого.
В четверти +1; +1 (II) получаю все плохое (принимаю на себя чужие проблемы, теряя свои ресурсы) - альтруистическая форма поведения, направленная на оказание помощи через избавление от трудностей других. В квадрате V в соизмеримом отношении встречаются все формы поведения.
Данный этап целесообразен лишь для затяжных сложных конфликтов. Если конфликт разворачивается в настоящее время, перерастая в инцидент, то целесообразно матрицу моделей социального поведения заменить на структурную сетку поведенческих реакций оппонентов в борьбе за ресурс (смотри рисунок 3).
Поощрения (задабривание, обмен ресурсами) | |||||
Несогласие с эквивалентом обмена ресурсами или с его потерей | I | II | Согласие с эквивалентом обмена ресурсами или смирение с потерей | ||
Основная форма поведения субъектов V | |||||
IV | III | ||||
Наказание (попытка отобрать ресурс без компенсации) |
Рисунок 3. Структурная сетка поведенческих реакций оппонентов в борьбе за ресурс
Представление отношений в системе «действие-результат» позволяет оценить предпочтительность форм поведения, которые избираются каждой из сторон в отношении «что дал» – «то и получил» (пропорция «вклад/благо»).
В приведенном варианте такой оценки рассматриваются как положительные, так и отрицательные воздействия в форме поощрения и наказания, а также соответствующие реакции ответной стороны в виде согласия и несогласия. Справедливая позиция сторон в обмене ресурсами соответствует центральной зоне (V) в поле системообразующих отношений. Зоны I-IV заключают в себе формы поведения с наличием справедливости в отношениях и развитии латентного конфликта. По мере приближения к границам поля системообразующих отношений латентный конфликт перерастает в открытый.
С учетом индивидуальных психологических особенностей оппонентов модель ресурсного анализа схематично можно представить следующим образом (смотри рисунок 4).
Неудовлетворенность Жадность | Не потерять, что можно иметь | ||||||||
+ | |||||||||
Удовлетворенность достигнутым, Нежелание потерять ресурс | Оценка результата относительно предположений | Воображение, Усиленное результатом, Желание преумножить ресурсы | |||||||
Торможение (настороженность, отчуждение | Не потерять имеющееся | ||||||||
Подавление активности | Усиление Активности + | ||||||||
Стремление избежать возможного ухудшения положения | Неудовлетворенность результатом, стремление улучшить положение | ||||||||
Боязнь | Самоуверенность | ||||||||
Зависть, неудовлетворенность | Вернуть потерянное |
Рисунок 4. Схематическая модель анализа внутренних ресурсов конфликтующего субъекта с учетом ее психологических особенностей.
Данная модель анализа обеспечивает возможность получить сведения о мотивах поведения индивида в конфликте.
Завершающим этапом ресурсного анализа является оценка сторонами того, что они отдали и что приобрели и взаимное согласие с полученными результатами, глубокая рефлексия и выражение эмпатии друг к другу.
Для анализа стилей поведения личности в конфликте конфликтологи пользуются сеткой К. Томаса и Р. Килмена (см. рис. 5). Она дает возможность спрогнозировать исходы конфликта, остроту его протекания, возможные ресурсные потери.
Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить свои собственные интересы | Активное действие | |||||||
Соперничество выигрывает А, проигрывает Б | Сотрудничество выигрывают А и Б | |||||||
Компромисс | ||||||||
А и Б делят выигрыш и потери | Пассивное действие | |||||||
Игнорирование (избегание) Проигрывают А и Б | Приспособление проигрывает А, выигрывает Б | |||||||
Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны
Рисунок 5. Сетка стилей поведения субъектов в конфликте (по К. Томасу – Р. Килмену).
Эта таблица отражает стили поведения субъектов в конфликте. В стратегическом плане эти стили могут быть или конструктивными (сотрудничество, компромисс) или деструктивными (соперничество, избегание). Однако если стиль является ситуативным, то есть представляет собой тактические действия субъекта, то нельзя его оценивать однозначно знаком «+» или «-». Каждая тактика может оказаться как положительной, так и отрицательной. Поэтому мы считаем рациональным заполнение комплексных матриц анализа стилей поведения оппонентов.
Таблица 5