По делам несовершеннолетних

Аннотация: В статье анализируется актуальный вопрос надзора за комиссиями по делам несовершеннолетних. В последние годы мы видим, что Президентом РФ, органами исполнительной и законодательной власти нашего государства в число приоритетов, имеющих общенациональное значение, поставлены вопросы укрепления и поддержки семьи, повышения рождаемости, качества образования и детского здравоохранения. Одним из решения данной проблемы является укрепление в первую очередь прокурорского надзора.

Ключевые слова: надзор, комиссии по делам несовершеннолетних, беспризорность, проверка исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, соблюдение трудового законодательства.

Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.)[88] расширена правовая регламентация деятельности по защите детей, обозначены основные ее направления, сформулированы минимальные правовые стандарты. Российская Федерация хотя и ратифицировала Конвенцию в 1990 г., однако не в полной мере инкорпорировала ее в национальное законодательство.

В связи с радикальным обновлением федерального законодательства, регламентирующего права и законные интересы несовершеннолетних и молодежи, и в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере, усиления его профилактической направленности, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[89], прокуроры Российской Федерации стремятся обеспечивать реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. В организации этого вида надзора прокуроры исходят из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокурорский надзор распространяется на:

- исполнение законов о социальной защите несовершеннолетних (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.), пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях;

- исполнение законов по охране здоровья и жизни несовершеннолетних: обращается внимание на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- сферу исполнения должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей;

При этом в свете последних событий незаконного усыновления и гибели детей в приемных семьях за рубежом прокуроры обращают особое внимание на установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами. Бескомпромиссно, вплоть до возбуждения уголовного преследования, прокуроры пресекают попытки коммерциализации процесса усыновления;

- проверку исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей.

- соблюдение трудового законодательства в отношении несовершеннолетних: запрещение применения труда на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями, на подземных работах и другие[90].

Обобщение практики участия прокуроров в рассмотрении судами дел об установлении и отмене усыновления показало, что многими судами допускаются нарушения материального и процессуального права. Заявления усыновителей не соответствуют требованиям процессуального законодательства, к ним не приобщаются документы, перечень которых содержится в законе.

Ввиду исключительного значения процедуры усыновления в судьбе ребенка, наряду с проблемами совершенствования законодательства об усыновлении весьма остро встает вопрос усиления контрольно-надзорных функций государства за его исполнением, одним из наиболее действенных механизмов, которого является совершенствование и усиление прокурорского надзора за исполнением законодательства в процессе усыновления несовершеннолетних. Именно надзор, осуществляемый прокуратурой от имени государства на всей территории Российской Федерации, преследующий цель обеспечения всеми государственными и негосударственными структурами точного и единообразного исполнения законов, может непосредственно влиять на правоприменительную практику в плане ее всесторонней привязки к интересам, как несовершеннолетних, так и всех участвующих в процессе усыновления лиц.

В 2006 году стала более активной деятельность органов прокуратуры Приморского края по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Благодаря осуществлению этих мер удалось добиться некоторых положительных результатов по основным направлениям деятельности в защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В прошедшем году в с 6 до 41 увеличилось число приемных семей, количество детей в них возросло до 126. Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в прошедшем году, большинство (почти 70 процентов) устроены в семьи граждан.

Одним из важных средств защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений является надзор за исполнением законов в образовательных учреждениях. При этом в поле зрения органов прокуратуры должны находиться учреждения всех типов: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования.

При проведении проверки в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования следует иметь в виду, что государством гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании»)[91].

При проведении проверок исполнения законов о труде несовершеннолетних прокурор выявляет следующие нарушения: несоблюдение законов об охране труда подростков, о режиме рабочего времени и отдыха, об установленных льготах, о порядке увольнения[92].

Во всех случаях прокурор проверяет законность увольнения несовершеннолетних. При этом важно установить: как при увольнении несовершеннолетнего по инициативе администрации соблюдаются общие правила увольнения; имеется ли обязательное согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и инспекций труда (ст. 269 Трудового кодекса[93] РФ). При увольнении подростка по собственному желанию прокурор проверяет, сообщалось ли об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в трехдневный срок с момента подачи заявления.

Сложившаяся ситуация требует от прокуроров принятия действенных мер прокурорского реагирования и повышения их эффективности, что в конечном счете должно приводить к реальному устранению выявленных нарушений. Однако в настоящее время удовлетворяется лишь каждое второе представление прокурора, нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел по материалам.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что продолжают иметь место случаи рассмотрения представлений без участия представителей прокуратуры, а при отклонении заявленных требований прокурорами дальнейших мер не принимается.

Кроме того, рассредоточение направлений надзора по делам несовершеннолетних по различным структурным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ без сохранения необходимой в таких случаях специализации прокурорских работников неизбежно снижает его эффективность, что негативно сказывается на уровне защищенности государством прав и законных интересов детей.

Впоследствии функции отдела, существовавшего как самостоятельное подразделение, ограничили надзором за исполнением законов о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и «защите их прав, а также законов, регламентирующих следствие и дознание по делам несовершеннолетних. Остальные, не менее важные направления надзорной деятельности (поддержание обвинения по делам несовершеннолетних, надзор за законностью судебных приговоров, надзор за разрешением споров в отношении прав несовершеннолетних по гражданским делам, надзор за исполнением судебных приговоров) были возложены на иные подразделения прокуратуры.

Представляется крайне необходимым сосредоточить в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ (и, соответственно, прокуратур в регионах) все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой защиты прав данной социально-возрастной группы населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой - особенностями правового статуса ребенка.

Список литературы:

1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013)//Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I)

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011)//Российская газета, № 256, 31.12.2001

4.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)//Российская газета, № 17, 27.01.1996.

5.Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве»//Российская газета, № 94, 30.04.2008

6.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Российская газета, № 121, 30.06.1999

7.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Российская газета, № 147, 05.08.1998

8.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Российская газета, № 248, 27.12.1996.

9.Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1(ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»//Российская газета, № 39, 18.02.1992.

10.Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 26.05.2011) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Российская газета, № 97, 11.05.2006.

11.Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Законность, № 2, 2008

12.Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»//Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004

13.Васильев В.Л., Джендиери А.С., Рохлин В.И. Расследование преступлений несовершеннолетних. Л.,1980.

14.Винокуров, А.Ю. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность, №11,2002.

15.Винокуров, А.Ю. Конституционные требования по закреплению полномочий прокурора и фактическая их реализация. В сб. «Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 5». М.: МГУ, 2005

16.Винокуров А.Ю. К вопросу о классификации источников, закрепляющих полномочия прокурора. В сб. научных статей «Актуальные вопросы российского права. Вып.7». - М.: МГУ, 2008.

17.Винокуров А.Ю.О необходимости закрепления подобного права требования. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность, 2006. - № 4.

18.Винокуров А.Ю. Полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть XXI век. № 2, 3. 2008.

19.Воеводина Т.Г. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола». - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2010.

20.Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - Система ГАРАНТ, 2010.

21.Бражников С.А. Развитие деятельности территориальных органов прокуратуры Курской области по профилактике преступности несовершеннолетних в годы перестройки// Научные проблемы гуманитарных исследований вып. №5. 2001.

22.Герасимова, С.И. Настольная книга прокурора / С.И. Герасимова. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, Изд-во «Щит-М», 2002.

23.Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. <garantF1://5799046.0> 2010. №3.

24.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб.пособие. 2-е изд. М., 2001.

25.Минина СП. Закон и несовершеннолетние граждане России. СПб., 1996.

Ли А.А.

Студент 4 курса, группы С6404 Юридической школы

Дальневосточного Федерального Университета

Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна

профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики.

Наши рекомендации