Управленческая решетка Блейка и Моутон
Авторами предложены два фактора лидерского поведения, влияющие на эффективность трудовой деятельности:
- ориентация на работника – поведение руководителя ориентировано на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие (интерес к потребностям работников, уважение к их идеям, делегирование полномочий нижестоящим работникам, забота об их продвижении)
- ориентация на производство (на задачу) – поведение руководителя ориентировано на выполнение поставленных задач любой ценой (все внимание – на технических и организационных аспектах работы; люди рассматриваются как средства для достижения цели).
внимание к людям Понижено –- повышено | (1,9) | (9,9) | ||||||||
(5,5) | ||||||||||
(1,1) | (9,1) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
понижено – внимание к производственному процессу - повышено
Структуризация деятельности – то, в какой степени лидер определяет и структурирует свою роль и роли других в достижении целей группы.
Внимательность к людям связана с отношением лидера к другим членам организации. Этот фактор подчеркивает значение взаимного доверия и уважения лидера к идеям и чувствам подчиненных.
На основании данной модели выделяют пять типичных стилей руководства:
(1,9) – максимум внимания к людям, минимум – к работе
(9,1) – максимум внимания к работе, минимум – к людям
(1,1) – минимум внимания и к людям, и к работе
(9,9) – максимум внимания и к людям, и к работе
(5,5) – умеренное внимание и к людям, и к работе
Основной вывод этой модели: наиболее эффективно сочетание этих двух видов поведения, т.е. стиль (9,9), но на практике использовать этот стиль сложно, это требует специальных навыков. Таким образом, важно не только распознать эффективного лидера, но и обучить его навыкам успешного управления людьми.
Ситуационные теории лидерства: - подход к лидерству, который основан на том, что стиль управления должен учитывать особенности ситуации взаимодействия руководителя с подчиненным.
Ситуационная теория лидерства Херси – Бланчарда, в которой оптимальный стиль руководства связан с двумя характеристиками ситуации: производственной готовностью подчиненных к выполнению определенной задачи и их психологической готовностью. В зависимости от сочетания значений этих параметров, различают четыре ситуации и, соответственно, четыре возможных стиля руководства.
Поддерживающее поведение | Низкое- высокое | Обмен идеями и возможностями принятия решений | Сообщение решений и предоставление возможности уточнить их | |||||
S3 | S2 | |||||||
S4 Передача полномочий в принятии и реализации решений | S1 Выдача точных указаний и пристальный контроль за результатами | |||||||
Поучающее поведение | ||||||||
Низкое | Высокое | |||||||
Готовность подчиненного | ||||||||
Высокая | Умеренная | Низкая | ||||||
R4 | R3 | R2 | R1 | |||||
¨ Производственная готовность подчиненных – обладание знаниями и способностью выполнять работу без контроля и руководства со стороны менеджера.
¨ Психологическая готовность подчиненных – обладание самомотивацией и желанием выполнять работу качественно без контроля со стороны руководителя.
Возможны четыре характеристики подчиненных, выражающие степень их готовности:
Ø R1 – не способен и не стремится, или не уверен в себе – низкая готовность
Ø R2 – не способен, но стремится, или уверен в себе – умеренная готовность
Ø R3 – способен, но не стремится, или не уверен в себе – умеренная готовность
Ø R4 – способен и стремится или уверен в себе – высокая готовность
В зависимости от сочетания производственной и психологической готовности подчиненных, руководитель выбирает один из четырех стилей лидерства:
Ø S1 - Поучение, или Директивное управление – лидер определяет роль, необходимую для выполнения работы, и учит подчиненных, зачем, где, как и когда выполнять задания.
Ø S2 - Инструктирование, или Обучение – лидер дает подчиненным структурированные инструкции и оказывает поддержку.
Ø S3 - Соучастие, или Поддержка – лидер и подчиненные совместно принимают решения о том, как проще выполнить работу качественно.
Ø S4 - Делегирование – лидер дает мало конкретных подробных указаний и оказывает небольшую личную поддержку подчиненным
Теория трансформирующего (преобразующего) лидерства
Взаимодействующее лидерство | Трансформирующее лидерство |
Предполагается, что сотрудник подчиняется руководителю ради получения экономического или психологического вознаграждения | Сотрудник воспринимает руководителя как харизматического лидера, идентифицирует лидера и миссию, подражает лидеру |
Руководитель вмешивается только тогда, когда есть вероятность отклонения от стандартов деятельности | Руководитель способен вдохновлять и поднимать степень ответственности подчиненных, обращаясь к их наиболее высоким идеалам и ценностям. В отношении задачи руководитель устанавливает более высокие цели, стимулирует творческий поиск. Эмоциональные проявления связаны с энтузиазмом и доверием |
Руководитель вознаграждает сотрудников за хорошее качество работы и ответственное отношение | Руководитель влияет на ценности подчиненных, их чувство собственного достоинства, доверие и уверенность в отношении к нему |
РАБОЧИЕ ГРУППЫ И КОМАНДЫ
Рабочая команда – это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников. В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Достижение столь высокого уровня взаимодействия предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, трудную цель и командное вознаграждение.
Отличия сплоченных и слабо сплоченных групп:
Рабочая группа | Подлинная команда |
Сильный руководитель с четко определенными, ясными целями | Руководящая роль распределена между членами команды |
Индивидуальная ответственность | Индивидуальная и общая ответственность |
Формальное соответствие целей группы и организации | Специфические цели команды определяются внутри нее |
Индивидуальные результаты (продукты) труда | Коллективные результаты (продукты) труда |
Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий | Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по поводу решения проблем |
Непрямая оценка эффективности группы (например, через финансовый успех предприятия) | Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию |
Руководитель принимает решения, организует обсуждение и делегирует полномочия | Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу |
Руководитель должен уяснить, допускает ли (требует ли) характер выполняемых группой задач ее высокой сплоченности, нужно ли формировать из сотрудников сплоченную команду, или достаточно создать рабочую группу
Признаки высокосплоченных команд:
v группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу во взаимодействии;
v все члены группы работают на совесть, не отлынивают от работы;
v члены группы ориентируются на достижение общей цели;
v члены команды рационально используют ресурсы для достижения общих целей;
v члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу