Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С.

Лидерство и командообразование

Конспект лекций

МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства

Тема 2

Типы лидерства

Тема 3

Лидерство и власть

Тема 4

Основные компетенции в реализации лидерской позиции

Тема 5

Создание команды. Роли в команде

Тема 6

Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды

Тема 7

Конфликты в команде (организации) и управление ими

Тема 8

Базовые инструменты лидера

ТЕМА 1

Кто такой лидер. Понятие лидерства

Главная роль лидеров всегда и везде –

привносить элементы хаоса туда,

где царит порядок.

Теории Лидерства

Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в области менеджмента, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не существует.

Основные подходы к изучению теории лидерства:

1. Теория черт.

2. Поведенческий подход.

3. Ситуационный подход.

4. Теория адаптивного подхода.

Теория черт, или подход с позиции личностных качеств (Автор –Р.Стогдил)

Согласно этой теории, лидером может быть не любой человек, а только тот, кто обладает определенным набором личностных свойств. Это инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабельность, красноречие и др. Перечисленные качества необходимы для выдвижения человека в позицию лидера. Но не достаточны. Один только набор личностных свойств не является гарантией лидерства, поскольку эффективность такого лидерства трудно прогнозируема.

Именно поэтому более поздние исследователи стали учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются.

Поведенческий подход

Играет ведущую роль в теориях лидерства. Этот подход ставит эффективность организационной деятельности лидера в прямую зависимость от стиля его поведения по отношению к другим людям. Его специфичность заключается в установлении стилей лидерства, выделяемых на основе главного критерия, заложенного в самой сути управления и формах реализации властных полномочий. Этот критерий – степень, до которой лидер делегирует свои полномочия, и который решающим образом влияет на манеру и стиль его поведения и отношений.

Курт Левин проводил эксперименты, результаты которых позволили ему разделить лидеров на авторитарных и демократических.

Лидер авторитарного типа действует самостоятельно, не считаясь с мнением окружающих, более половины способов его общения с сотрудниками носят исключительно приказной характер. Левин зафиксировал, что как только авторитарный лидер выходил из комнаты, члены экспериментальной группы резко снижали уровень деятельности.

Демократический лидер в организации деятельности опирается на помощь и поддержку других, умело используя влияние авторитетных сотрудников для укрепления сплоченности и дисциплины. Воспринимается членами группы как «один из нас».

Однако в реальности в группах редко встречаются «чистые» виды лидерства. Обычно оно совмещает элементы обоих стилей.

Классификация стилей по Р. Лайкерту

За основу данной классификации взята дихотомия:

«лидер, ориентированный на работу – лидер, ориентированный на человека».

Лидер, ориентированный на работу, прежде всего, заботится о содержании деятельности и задачах. Лидер, сосредоточенный на человеке, главное внимание уделяет совершенствованию человеческих отношений.

· Эксплуататорско-авторитарный стиль – принадлежащие к нему лидеры имеют выраженные характеристики авторитета.

· Благосклонно-авторитарный стиль – такие лидеры могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но допускают их ограниченно участвовать в принятии решений. Мотивация здесь создается вознаграждением, а в некоторых случаях – наказанием.

· Консультативный стиль проявляется через значительное, но неполное доверие к подчиненным. Присутствует двустороннее общение, важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения доверяются подчиненным.

· Стиль, основанный на участии, подразумевает преимущественно самоуправление, групповое участие в принятии основных решений.

Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

В ее основе лежит двухмерное представление организационной деятельности, в которой выделяется пять основных стилей:

· Объединенное управление, когда лидер прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать развала организации.

· Управление, при котором лидер акцентируется на дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности деятельности.

· Власть-подчинение, когда лидер полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.

· Организационное управление, предполагающее стремление лидера обеспечить приемлемое качество и найти баланс эффективности и хорошего морального настроя сотрудников.

· Групповое управление («команда»). Стиль, при котором лидер, постоянно распределяет внимание между подчиненными и эффективностью работы. Тем самым он добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения

3. Ситуационный подход, или «теория лидерства как функции ситуации»
(Автор Ф. Фидлер)

Основное положение этой теории: лидерство – это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного влияния различных факторов и ситуаций. Здесь роль лидеру не «дают», он «берет» ее сам. И поэтому лидером становится тот, кто берет на себя значительно большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

Адаптивный подход

Согласно этому подходу, управление должно быть гибким, а стиль лидерства – адаптивным, приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Чем больший у лидера «репертуар стилей», чем более он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше общая эффективность его деятельности.

Лидерство и лидеры

  Настоящие лидеры – это великие сказочники. Они дают организации ориентир и наполняют ее деятельность вдохновением и смыслом. И это как раз то, чего от них ждут. Ганс Христиан Андерсен может быть временами куда более полезен в корпоративных окопах, чем пророк менеджмента. Питер Дракер

Итак, познакомившись с четырьмя подходами к теории лидерства, давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие лидеры и что такое лидерство.

Во-первых, лидер – это индивид, обладающий наиболее выраженными «полезными» с точки зрения группы качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса данного сообщест­ва оказывается наиболее продуктивной.

Во-вторых, лидер — это лицо, за которым сообще­ство признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авто­ритет этого лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо, регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом обще­нии, влияет на формирование общих ценностей (целей) и, в некоторых случаях, символизирует их.

Таким образом, лидерство выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное лидерство) или определенной частью группы (групповое лидерство) по отношению к остальным членам группы (класса).

Главные признаки лидерства:

· высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,

· ярко выраженная способность воздействовать на других людей,

· более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

Обычно различают лидеров трех уровней.

Лидер малой группы лиц, имеющих общие ин­тересы. Он обладает внутригрупповой вла­стью в виде авторитета, который формирует­ся на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно, в процессе их со­вместной деятельности.

Лидер общественного движения, организации — лицо, с которым конкретные соци­альные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов (не обязатель­но адекватно сознаваемых). Он воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддержи­вающая его часть населения находится в со­стоянии ожидания.

Политический лидер — лицо, действующее в сис­теме властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, много­партийности, влиятельных общественных органи­заций), обеспечивающих защиту и баланс инте­ресов различных социальных групп.

Личностные характеристики, имеющие принципиальное зна­чение в первом случае, существенное — во вто­ром, на третьем уровне не оказывают решающе­го влияния на деятельность лидера, которая осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.

Лидерство на уровне малой группы представляет собой механизм ин­теграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия груп­пы. Это способность принимать реше­ния, брать на себя ответственность и т. д. Такое лидерство предполагает реализацию трех функ­ций:

· целеполагания;

· идентификации (самоопределение членов сообщества, которое включает в себя процесс установления внутригрупповой иерархии (лидеров, звезд, популярных лиц и т. д.));

· аксиологии(формирование системы груп­повых ценностей, приоритетов, стереотипов поведения).

Лидерство на уровне общественных движений, связанных общностью социально значимых интересов, представляет собой способ аде­кватного выражения интересов той части насе­ления, которая поддерживает данного лидера. При этом фигура лидера служит символом определенной социальной политики. На этом уровне, к трем вышеназванным функциям до­бавляются еще две:

· нормативная – формирование нормативного кодекса — системы регуляторов обществен­ной деятельности, в которой каждая норма предполагает санкцию за ее нарушение);

· репрезентативная – представление притяза­ний и потребностей множества разнород­ных групп в виде общего интереса — формирование психологии социального слоя в ходе сбора мнений, организации дискуссии и т. п.

Лидерство на третьем уровне можно охаракте­ризовать следующими функциями:

· ин­теграция групповой деятельности, руководство тандемом «лидер-команда» и т. д., умение пре­вращать непосредственно воспринимаемые по­требности в концептуально осмысленные про­граммы;

· координация деятельности властных институтов (суда, парламента, админи­страции) с принятой в обществе системой аксиологических нормативов, общественным мнени­ем;

· выдвижение прагматической программы становится мотивацией практиче­ских действий.

Обычно различают:

· формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов.

Лидер – это традиционали­ст и инноватор «в одном флаконе», человек, парадоксальным образом совмещающий несо­вместимое. С одной стороны, он «преступает» старые, привычные нормы, ценности. С другой стороны, он не должен ломать ничего привычного: ведь любые перемены оборачиваются утратой чего-то, а люди не любят утрат. И в этом смысле лидер обязан быть консервато­ром и «охранителем», достойным порождением своей политической системы, группы, общества.

Но, с другой стороны, для развития того же общества, для достиже­ния нового уровня жизни он обязан быть инноватором, должен уметь ставить и достигать необычные, новые Цели. А это значит, неизбежно разрушать что-то привычное. Чтобы стать лидером, надо быть идеальным детищем социализации. Но чтобы оста­ваться им, надо уметь вступить в своеобразный кон­фликт «отцов и детей» и победить в нем.

Проблема в том, что это трудно совместить. Поэто­му и не бывает «вечных» лидеров: рано или поздно любой из них нарушает баланс между эмоциональной привязанностью людей к старому и рациональным пониманием неизбежности нового, склоняется в ка­кую-то одну сторону и, в результате, неизбежно умно­жает число своих недоброжелателей.

Лидерство– сложный социально-психологический процесс группового развития. Его результатом становится возникновение, стабилизация и развитие групповой структуры, ее оптимизация и совершенствование. Кроме того, лидерство является одним из способов одновременной структуризации и дифференциации группы. Каждый член проявляется в ней индивидуально, со всеми своими деловыми и личностными качествами, а группа признает его заслуги и способность оказывать влияние на окружающих. В результате каждый ее член занимает определенное положение в структуре.

ТЕМА 2

Типы лидерства

В современной науке существует множество по­пыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим кратко некоторые из ос­новных типологий первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных клас­сификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом.

Одним из первых Е.С. Богардус выделил следую­щие типы:

· автократический (в сильной организации);

· демократический (представитель интересов группы);

· исполнительный (в состоянии выполнить ка­кую-либо работу);

· рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лиде­ров несколько по-другому:

· институциональный тип (лидер вследствие пре­стижа занимаемой позиции),

· доминирующий (получает и сохраняет свою по­зицию с помощью силы и влияния),

· убеждающий (оказывает влияние на настрое­ния подчиненных и побуждает их к действиям).

Затем С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выхо­дят на авансцену истории в смутные времена и, вызы­вая поддержку ведомых, становятся символами ини­циированного ими самими движения.

Ф. Редл считал, что институциональные и эмоцио­нальные групповые процессы могут происходить толь­ко вокруг девяти типов личностей. В его терминоло­гии это «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «ге­рой» и «пример для подражания» (причем как позитив­ный, так и негативный).

Дж. В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

· «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные изме­рения деятельности в общественных системах,

· «идеографическое лидерство», при котором по­требности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

· «синтетическое лидерство», примиряющее кон­фликтующие стороны.

В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:

· «формальный» (на официальных постах);

· «известный» (считается влиятельным в обществе);

· «влиятельный» (реально оказывающий влияние);

· «общественный» (активно участвующий в само­деятельных организациях).

М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:

· вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — напри­мер, Наполеон);

· представитель толпы (выра­жает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт);

· толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чув­ствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).

Наши рекомендации