Вопрос 24. управленческая решетка р.блейка и дж.мутона (грид). характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления

Стиль управления -способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Существует 3 основных стиля руководства:

1. Авторитарный стиль– представляет собой форму управления, когда руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.

2. Демократический стиль – характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

3. Либеральный стиль– характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, персонал имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности организации (согласовав их, естественно с руководителем). Такой стиль оправдан в том случае, если персонал выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован специалистами высокой квалификации. Этот стиль управления опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всего персонала.

Управленческая решетка Блейка и Мутона:

вопрос 24. управленческая решетка р.блейка и дж.мутона (грид). характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления - student2.ru

Вертикальная ось этой схемы – «забота о человеке» по шкале от 1 до 9, горизонтальная ось – «забота о производстве» по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получает 81 вариант стиля управления. Безусловно, нельзя четко определить, к какому именно квадранту матрицы относится данных конкретный вид руководства. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы:

Страх перед бедностью

Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером. Такое положение вещей не может сохраняться долго – рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.

Дом отдыха

Рук-ль сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство.

Авторитет – подчинение

Рук-ль очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Они считают, что внимание к подчиненным – это проявление мягкотелости. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Между таким рук-лем и его подчиненными сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание.

Организация

Рук-ль достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Рук-ль умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях – лучшее решение. Решения должны приниматься рук-лем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Но! Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего.

Команда

Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, рук-ль добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. В отличие от менеджера 5.5., который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Идёт активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений.

Блэйк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведения руководителя 9.9.

К дополнительным стилям управления относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.

Патернализм (матернализм) характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Матернализм отличается от патернализма полом (мужской, женский) руководителя. Одна из характеристик руководителя – это великодушный автократ.

Удовлетворение выражается в демонстрации того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист, то они поощряются руководителем и от них ожидается лояльность. В действиях руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его прихотей, в результате они не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений.

Руководитель проявляет инициативу до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнятьто, что от них требуется. Руководитель-патерналист считает своим долгом учить людей, он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.

Оппортунизм имеет место, когда руководитель в своей деятельности не основывается на четко определенных принципах, а действует только для достижения личного успеха. Цель – быть исключительным человеком, который хочет быть наверху, т. к. именно они находятся в центре внимания. Поведение оппортуниста непредсказуемо и зависит от того, с кем он имеет дело.

Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации. Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель-оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным ведет себя вкрадчиво, идет на компромисс. Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.

Оппортунист проявляет инициативу на основе точно рассчитанного риска, и она направлена на эгоистические интересы. Он избегает обратной связи, которая может указать на слабость, ограниченность или ошибки руководителя-оппортуниста. Просит высказывать критические замечания только тогда, когда отзыв будет благоприятным.

Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений, процессов (фасад). Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный. Уловки руководителя-фасадиста могут меняться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель при этом – скрыть стремление к контролю, господству и власти. Негативная мотивация состоит в стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей и поэтому не раскрывает свой опыт, создает позитивную репутацию, помогающую поддерживать обман.

Руководитель-фасадист не избегает конфликтов. Однако цель заключается не в их разрешении, а в получении определенных для себя выгод.

Характерным для создателя фасада является то, что он действует, проявляя инициативу, и продолжает действовать таким образом до тех пор, пока не будет обеспечен успех. Когда нужно добиться преимуществ, действия со стороны фасадиста не заставят себя ждать. Для руководителя-фасадиста характерна неполная передача полномочий и принятие ключевых решений. Критика в его адрес ему не приятна.

Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.

Лидepcтвo - этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa. В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определённой цели.

Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях.

Основными функциями лидера явл.: организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.

Осн. причины появления лидеровсовпадают с причинами возникновения неформ.орг-ций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального рук-ля. Но лидер вовсе не обязательно является неформальным.

Понятие руководитель и лидер отражают различные стороны управления группой: * формальную, т.е. связанную с офиц. должностями и властью и * неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформальных отношениях.

3 осн. теории лидерства (рук-ва) :

Подход с позиции личных качеств. Лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества.

Поведенческий подход. Согласно этому подходу эф-ть опр-ся не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отн-нию к подчиненным. ПП создал основу для классификации стилей рук-ва или стилей поведения. Эффективность определяется не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Автократичное управление – лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного рук-ля по отношению к работникам теорией «Х».

Согласно теории «Х»: люди изначально не любят трудиться, у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, больше всего люди хотят защищенности, чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение. На основе этих суждений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, почти не дает свободы в принятии решений. Когда же автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.

Демократичный руководитель – теория «Y»: труд – процесс естественный, если условия благоприятные, то люди будут не только брать на себя ответственность, но и стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения. Благодаря этим предположениям, демократичный рук-ль предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, самовыражении. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Рук-ль старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными.

Рук-во, сосредоточенное на работе и человеке. Адаптивное рук-во. Сегодня становится ясно, что наиболее адекватным стилем рук-ва является адаптивное рук-во – стиль, ориентированный на реальность.

Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы рук-ва – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что рук-ль – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения, однако более поздние исследования показали, что в эффективности рук-ва решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у рук-ля информацию. Выделяет несколько способов повышения эффективности рук-ва: например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью рук-ля, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий. Теория Херсея и Бланшарда. : стиль лидерства может зависеть от степени зрелости исполнителей. Всех исполнителей по степени зрело­сти они делили на:

М1– люди не могут и не хотят работать. У них нет желания работать, навыков, они не компетентны или не уверены в себе. В этом слу­чае авторы предлагают использовать стиль С1 – указывающий. Стиль характеризуется жёсткой директивностью, то есть человеку показы­вают что и как надо делать, а потом жёстко контролируют (например армия).

М2– люди не могут, но хотят работать. У них нет навыков, квалификации, но они хотят научиться. (например дети приходят в школу) Используется стиль С2 – убеждающий. Человеку показывают что и как, а потом помогают.

М3– люди могут но не хотят работать. Их не привлекает сама работа, хотя они грамотные, квалифицированные. Стиль С3 – участвую­щий. Людей привлекают к управлению, к принятию решений.

М4– люди и могут и хотят работать. Используется стиль С4 – делегирующий. Работникам предоставляется максимальная самостоятель­ность, а руководитель выполняет роль координатора.

Проблема теории: в коллективе могут подобрать люди разной степени зрелости.

Адаптивное руководство. Очень многие руководители, переходя с уровня на уровень, используют один стиль руководства, потому что он когда-то себя хорошо зарекомендовал, и у него начинаются проблемы (чаще всего с людьми). Не может на самом деле использоваться один стиль руководства. Оно должно быть адаптивным или гибким, а это значит, что могут быть использованы все стили лидерства.

Наши рекомендации