Системный подход в организации
Системный подход предполагает что все факторы взаимосвязаны. Система как подсистема – изучение внешней среды от и до. Основная задача наиболее эффективного управления как системой – взаимодействие всех элементов, при котором достигается наибольший синергетический эффект.
Организация - это объединение (коллектив) людей, совместно реализующих определенную программу, цель на основе заданных правил и процедур. (Социальный аспект). Организация, как объединение людей, с точки зрения теории систем, рассматривается как организационная система. Организационная система - это объединение - коллектив людей, имеющих общие средства, целенаправленно взаимодействующие на удовлетворение потребностей или интересов человека, общества, на основе заданных правил и процедур.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Организация как открытая система
Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с окружающим миром, используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты.
Одна из таких черт – это признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Существует граница, отделяющая систему от ее окружения. Изменения в окружении влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.
К характеристике внешней среды относятся:
взаимосвязанность факторов;
сложность;
подвижность;
неопределенность.
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.
Исследование внутренней среды организации – это отдель-
ный блок стратегического анализа. Внутренняя среда организа-
ции представляет собой стратегический ресурс ее развития. Стра-
тегический анализ внутренней среды организации проводят по
следующей схеме:
· анализ бизнес единиц;
· анализ функциональных служб;
· анализ структурных подразделений;
· анализ бизнес процессов.
Внешняя среда организации
Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.
Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.
Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:
1. экономические, характеризующие состояние экономики страны
2. правовые, совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация
3. политические, определяющие направление и методы развития общества
4. социальные явления и процессы
5. технологические, определяемые развитием научно-технического прогресса
Факторы непосредственного окружения организации:
1. покупатели
2. поставщики
3. конкуренты
4. рынок рабочей силы
Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.
Сложность внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.