Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

КУРС ЛЕКЦИЙ

Волгоград, 2012 г.

ББК 88.4я73

УДК 159.9 (075.8)

Разработанный лекционный курс предназначен для студентов изучающих психологию, направления профессиональной подготовки 030300 «Психология» (бакалавр психологии). Содержание курса соответствует требованиям ГОС. Тематика рубрик представлена с учетом современных тенденций и направлений в специальной психологии, охватывает основные структурообразующие темы предмета, нацелена на повышение качества самостоятельной подготовки студентов, ознакомление с основными понятиями, терминами, основными симптомами и синдромами, усвоение их дифференциальных отличий, возможностями коррекционной работы.

Составители:

кандидат медицинских наук: Г.П. Сулейманова

кандидат психологических наук: Е.В. Тарасова

Рецензенты:

Заведующий лабораторией клинической психологии ФГБУ «НИИ КиЭР» РАМН, доктор медицинских наук Р.А. Грехов.

Заведующий кафедрой психологии факультета естественных наук ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», доктор психологических наук А.Ю. Чернов.

.

УМК рекомендован к изданию УМС факультета естественных наук ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Протокол № 9 от 22.10.2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предмет специальной психологии……………….…………………………………4

История развития специальной психологии……………………………………….5

Методы специальной психологии…………………………………………………..8

Понятийный аппарат специальной психологии………………….……...................9

Классификации нарушений психического развития у детей……………………11

Понятие психического дизонтогенеза. Причины отклонений в психическом развитии. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому………………………………………………………………………….16

Возрастная динамика развития детей в норме……………………………………20

Нарушение психического развития: недоразвитие вследствие органического дефекта. Олигофрения……………………………………......................................23

Отдельные формы олигофрении…………………………………………………...27

Понятие о медико-генетическом консультировании, задачи, показания направления на МГК………………………………………………………………..47

Нарушение психического развития: задержки развития…………………………49

Нарушение психического развития: поврежденное развитие...............................58

Нарушение психического развития: искаженное развитие……………………...59

Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта……62

Психологические особенности детей с расстройствами речи, чтения, письма и счета………………………………………………………………………………….68

Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности……………………………………………………………………………..73

Характерологические и патохарактерологические реакции у детей..…………..75

Наиболее типичные подростковые формы психологической защиты………….78

Синдромальная патология. Синдром невропатии (детской нервности)……...81

Гипердинамический синдром……………………………………………………..83

Нарушения межполушарного взаимодействия…………………………………...84

Эпилепсия и эписиндром…………………………………………………………..85

Ранний детский аутизм (РДА)……………………………………………………..88

Синдром страхов…………………………………………………………………...90

Синдром патологического фантазирования……………………………………...92

Синдром дисморфофобии и дисморфомании…………………………………..97

Аноректический синдром………………………………………………………..100

Темы контрольных работ………………………………………………………...104

Вопросы к зачету…………………………………………………………………105

ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Предметом специальной психологии (СП) является изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах.

Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Задачи специальной психологии:

а) изучение закономерностей, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях;

б) изучение особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения;

в) изучение особенностей, свойственных какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии;

г) установление зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например, от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.

Межпредметные связи СП. СП связана с другими ее отраслями - общей, возрастной и педагогической. Научные знания по этим предметам являются теоретической базой для СП.

Тесные связи также существуют между специальной и клинической психологией. Но есть и отличия. Клиническая психология изучает влияние того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. СП изучаетразные варианты отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Клиническая психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В СП иной контекст — социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования.

Связь СП с нейропсихологиейобусловлена интересомизучения нарушений высших психических функций у детей при локальных поражениях мозга.

Взаимодействие СП с детской психиатрией обусловлено интересом, как психическое заболевание и его последствия влияют на процесс возрастного развития психики.

СП также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др.

Наши рекомендации