Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особен-ностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика(душевный)–форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и осуществляющая в их поведении или деятельности регулятивную функцию.

При этом психика рассматривается как системное свойство высокоорганизованной ма­терии (мозга), заключающееся:

o в активном отражении субъектом объективного мира;

o в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира;

o саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Таким образом, психология - это наука о психике и о психических явлениях.

Выделяются три уровня анализа психологических процессов и явлений: а) всеобщий,

б) общенаучный ив) узкодисциплинарный - собственно психологические знания.

На всеобщем уровне действуют законы и принципы, которые формулирует философия. Общенаучныеосновы психологии базируются на достижениях общественных, естественных и технических наук. Узкодисциплинарный, собственно психологические знанияхарактеризуются широким спек­тром подходов, концепций и школ, которые имеются как в отечественной, так и зарубежной психологии.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Задачи психологии, в основном, сводятся к следующим:

o Разработка методологии психологии. Изучение сущности психических явлений и их закономерностей и возможностей управлять ими;

o Использование психологических знаний для повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

o Являться теоретической основой психологической практики.

1. Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия че­ловека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действи­тельности, изучение психологических закономерностей означает, прежде всего, установле­ние зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности че­ловека. Так как любая деятельность людей (трудовая, учебная, общественная и т. д.) всегда закономерно обусловлена, как объективными условиями жизни и деятельности че­ловека, так и субъективными моментами (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то пе­ред психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и по­вышения ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъ­ективных моментов.

2. Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного мате­риала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя за­кономерности формирования личности, психология оказывает содействие в правильном по­строении воспитательного процесса.

3. Изучая психологические закономерности при решении вопросов организации труда, освоении новой техники и передовых методов работы, повышения производительности тру­да, производственного обучения, создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, психологи разраба­тывают рекомендации по совершенствованию данных явлений, по управлению ими с учетом психологических закономерностей, способствуя тем самым решению различных комплекс­ных практических задач.

Потребности общества в психологических знаниях и психологической помощи при реализации названных основных задач, решают психологи в сфере медицины, спорта, в судебной и ис­правительно-трудовой системе, в армии и пропаганде. Исключительное значение имеет пси­хология при решении практических задач в области образования и воспитания молодого по­коления.

Конкретное содержание задач, решающихся психологией, обусловлено не только оп­ределенной сферой общественной практики (производство, школа, здравоохранение, армия, спорт и т.д.), но и конкретно-историческими условиями жизни общества. Изучение пси­хологического аспекта при решении практических задач в той или иной сфере общест­венной практики является для психологии социальным заказом, в котором конкретизи­руются ее вышеназванные общие задачи.

Коротко перечислим некоторые из них:

o Оптимизация всех сторон труда и жизни человека в различных условиях.

o Выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека.

o Повышение роли психологии в под­держании правопорядка, организованности и дисциплины.

o Обеспечение интегративного подхода психологии в перестройке педагогического про­цесса в учебных заведениях. Обоснование современной психологической концепции подготовки профессионалов.

o Синтезирование концепции изучения, формирования и развития социальных объектов – конкретного человека.

o Создание современных теорий психологии профессионального тру­да.

o Исследование проблем психологического отбора, подготовки и адаптации к различным условиям жизнедеятельности.

o Вопросы внедрения прикладной психологии для эффективно­го сопровождения труда и жизни.


Наши рекомендации