Психологические явления в больших социальных группах
Особенности психологии социальных классов
Психология этнических сообществ.
62. Структура и свойства психологии нации
Национальная психология – имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации.
Национальная психология – результат длительного развития, в котором задействованы факторы:1) историческое развитие этнической общности;2) возраст этнической общности (свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей). Структура национальной психологии – совокупность национально-психологических явлений, включающая системообразующие и динамические компоненты. Свойства национально-психологических особенностей: 1) обладают способностью детерминировать характер функционирования всех других психологических явлений; 2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; 3) обладают еще большей по сравнению с другими психологическими явлениями устойчивостью; 4) многообразие.
Массовая коммуникация
Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:
1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов
2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание
3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией
4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.
5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)
6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки
7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях
8. Формирование слухов с определенными целями
9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)
Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.
Массовой стихийное поведение.
массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов, в случаях аварий и стихийных бедствий. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.
Толпа и ее феномены.
Толпа́ (др.-греч. ὄχλος — охлос) — большое скопление людей.
Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).
Слухи как особый феномен толпы.