Психология больших социальных групп. Массовидные явления

Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация.

Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений. Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп. Специфика подхода рассмотрения социальных классов в разных культурах. Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Этнические группы. Массовидные явления. Толпа, масса, публика. Формы массового поведения. Паника. Массовые социальные движения.

Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп. Проблема исследования больших социальных групп сложилась прежде всего из-за сложности их исследования эмпирическими методами. Горячева, Порыгин, Дилигенский.

Большие социальные группы- это «большие» в количественном выражении образования людей , отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителя­ми, но объединенные и сплоченные и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. БСГ разделяются на два вида: стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (с этой т.зр. в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Большие организованные группы.Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Особый интерес представляют социальные классы.

Под классамив социальной психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, раз­личающиеся по их месту в истори­чески определенной системе обще­ственного производства, по их от­ношению к средствам производства (закрепляемому в праве собствен­ности), по их роли в общественной организации труда, а следователь­но, по способам получения и разме­рам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов.). Классовые различия в обществе воз­никают на основе общественного раз­деления труда и появления частной собственности на средства производ­ства и поэтому являются основными среди других различий между людьми.

Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии: это классовые потребности, классовые интересы, набор социальных ролей.

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побу­дительные силы его активности и раз­вития. Специфика деятельности клас­са развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. На­пример, предпринимательская деятель­ность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потреб­ность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегиро­ванного класса и обеспечить получе­ние новой прибыли.

Интересы класса — Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным об­разом от уровня развития объективных потребностей класса. Ценности (ценностные ориентации) класса – это выработанные его общественным сознанием идеалы, обус­ловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса.

Нормы поведения класса — опре­деленные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его пред­ставителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их пове­дение и которые регулируют, контро­лируют, направляют и оценивают их поступки и действия

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, прин­ципы и стереотипы жизни и деятельно­сти членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и орга­низованную общность людей.

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким- либо социальным изменениям. Соц. движения обладают различным уровнем:

- широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды),

- локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определённой социальной группой (против захоронения ядерных отходов на территории региона, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.),

- движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном пространстве ( за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Общие черты:

- всякое общественное движение базируется всегда на определённом общественном мнении;

- имеет цель: изменение ситуации в зависимости от его уровня (в обществе, регионе, группе);

- в ходе организации движения формулируется его программа;

- отдаёт себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей;

- реализуется в той или иной степени в разных проявлениях массового поведения (манифестации).

Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. (Лебон, Московиси)

Виды толпы

· 1. Окказиональная толпа (возникает на основе - любопытство).

· 2. Конвенциональная (в основе - интерес)

· 3. Экспрессивная толпа(в основе - эмоции)

· 4. Экстатическая толпа (экстаз, люди могут истязать себя, срывать одежу и т.д.

· 5. Действующая толпа — наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды: агрессивная толпа, паническая, стяжательная(в основе – жадность, обладание некоторой ценностью), повстанческая толпа (сходна с агрессивной но отличается от нее справедливым характером возмущения)

· Основные признаки толпы

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

· многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;

· высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;

· эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

· неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;

· неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).

Г. М. Андреева называет 3 основных типа толпы:

1. Толпа— образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости.

2. Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа, но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.

3. Публика— кратковременное образование для просмотра зрелища, она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.

Формы массового поведения.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенньм психическим состояниям.

Внушениепредставляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика.

Наши рекомендации