Тема: Массовые процессы в больших социальных группах.

Цель: рассмотреть принципы исследования психологии больших социальных групп, основные характеристики и типы стихийных групп, рассмотреть массовые движения.

Основные понятия: социология, менталитет, этнопсихология, национальный характер, эмоциональная сфера, этноцентризм, гендерные группы, возрастные группы, гендарная психология, большие, организованные, стихийные группы; нравы, обычаи, традиции, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание.

Теоретическая часть:

  1. Структура психологии больших организованных групп.
  2. Социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы.
  3. Характеристика и типы стихийных групп.
  4. Специфика форм общения различных типов стихийных групп.
  5. Социальные движения.

Практическое занятие №8 (2 часа)

Тема: Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики..

Цель: рассмотреть основные понятия темы; изучить динамические процессы в малой группе.

Основные понятия: социальная фацилитация, социальная ингибиция, групповое давление, групповая сплоченность, конформизм, негативизм, коллективизм, лидерство, власть.

Теоретическая часть:

  1. Характеристика динамических процессов в малой группе.
  2. Феномен группового давления. Групповая сплоченность.
  3. Лидерство и руководство в малых группах.
  4. Процесс принятия группового решения.

Практическое занятие № 9 (2 часа).

Тема: Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Личность в группе: социальная идентичность.

Цель: рассмотреть проблему личности в социальной психологии.

Основные понятия: социализация, социальная установка социально-психологического качества личности, целостность, идентичность, самосознание, «Я-образ», аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

Теоретическая часть:

1. Проблема личности в социальной психологии.

2. Понятие социализации; содержание стадии процесса, институты социализации.

3. Специфика социально – психологической проблематики личности.

4. Личность в группе.

5. Социально-психологические качества личности.

Практическое занятие № 10 (2 часа).

Тема: Ролевое поведение личности и социальные установки. Прикладные проблемы социальной психологии.

Цель: рассмотреть понятие социальной установки, аттитюда, проблему изменения социальных установок.

Основные понятия: аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

Теоретическая часть:

1. Социальная установка. Иерархическая структура диспозиций личности.

2. Проблема социальной установки в социальной психологии.

3. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение.

4. Иерархическая структура диспозиций личности.

5. Исследование социально-психологических факторов девиантного поведения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Общие рекомендации

На самостоятельную работу студентов отводится 62.7.% учебного времени от общей трудоемкости курса.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

• согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

• консультации (индивидуальные, групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;

• промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе формирования электронного портфолио студента.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, график её выполнения; создает сетевую информационную и коммуникационную среду для организации самостоятельной работы. Для этого разрабатывается необходимое учебно-методическое обеспечение в виде электронного УМК, проектируется целевая система телекоммуникацианных связей, необходимых для взаимодействия студента в и их педагогического сопровождения в процессе самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы студентов:

  • проработка и осмысление лекционного материала (изучение материалов по конспектам лекций);
  • работа с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями из списков основной и дополнительной литературы), рекомендуемой для обязательного изучения курса и с на­учной литературой, необходимой для его углубленного изучения: подбор, изучение, анализ и конспектирование. Залогом успешного освоения дисциплины «Социальная психология» является активная самостоятельная работа студентов;
  • самостоятельная проработка ряда тем и вопросов, предусмотренных программой курса, но не раскрытых полностью на лекциях;
  • составление терминологического словаря по предложенной преподавателем теме;
  • составление каталога Интернет-ресурсов по теме;

· выполнение письменных самостоятельных (контрольных) работ;

· составление планов практических занятий и разработка вспомогательных учебно-методических материалов к ним;

· подготовка презентаций;

  • самостоятельное компьютерное тестирование;
  • написание рефератов (темы прилагаются) или эссе;
  • подготовка докладов или сообщений (темы прилагаются) для различных форм семинарских занятий (проблемных обсуждений, устных журналов, дискуссий, семинаров-конференций);
  • подготовка докладов (тезисов) для научных студенческих конференций;
  • написание научных статей в сборник материалов, ежегодно издаваемый по итогам Недели науки или иные сборники материалов научных конференций.

В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется формированию культуры работы с информационными источниками, приобретению навыков принятия правильного решения, а также формированию готовности к кооперации, работе в коллективе. При подготовке к практическим занятиям студентам нужно не только ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия, изучить методические рекомендации по выполнению домашней самостоятельной работы, но наметить совместный план работы. После выполнения самостоятельной аудиторной работы студенты в составе малой группы осуществляют обработку полученных результатов и проводят их анализ, делают выводы.

В самостоятельной работе выделяются три составляющие:

- обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню);

- подготовка к экзамену;

-вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ).

Таблица 4 – Содержание обязательной самостоятельной работы по разделам

Раздел (тема) Содержание самостоятельной работы Количество времени (ч)
Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. Составление опорных блок-схем по теме. Проработка социально-психологических методов сбора и обработки информации. Апробация методик в социальных институтах, составление интерпретаций. Анализ данных, полученных с использованием социометрии.
Методы социальной психологии. Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по теме (не менее 15 наименований). Проработка социально-психологических методов сбора и обработки информации. Апробация методик в социальных институтах, составление интерпретаций. Анализ данных, полученных с использованием социометрии
Место общения в жизни общества. Структура общения. Место общения в жизни общества. Актуализация отдельных вопросов темы. Написать реферат по заданной теме. При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники информации по вы­бранной теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в то же время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчи­ку слушателями, так и наоборот.    
Проблема конфликта в социальной психологии. Поиск, анализ, систематизация научной литературы по теме занятий. Актуализация отдельных вопросов темы. Конспект по теме «Школа как источник насилия. Профилактика насилия в образовательной среде».
Проблема группы в социальной психологии Составить опорную блок – схему: «Модели развития отношений между личностью и коллективом». Выделить требования к педагогу, которые выдвигает один из основателей гуманистического подхода в образовании К.Роджерс. Педагогические ситуации: - В чем, на ваш взгляд, заключается объективные и субъективные факторы, осложняющие работу педагога? - Почему одним из наиболее сложных остается такое направление работы психолога образования, как взаимодействие с педагогом. - Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее успешным. Обоснуйте свой ответ.  
Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии.   Составление опорных блок-схем. Составить словарь терминов по теме. Кратко описать проблемы подросткового возраста. Описать деятельность школьной психологической службы.  
Массовые процессы в больших социальных группах Составление аннотированного каталога журнальных статей по теме (не менее 15 наименований). Актуализация отдельных вопросов темы
Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Составление аннотированного каталога журнальных статей по теме (не менее 15 наименований). Актуализация отдельных вопросов темы
Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Составить схему: «Условия (факторы) социализации личности», указав макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации личности. Разработка и защита творческой работы по проблеме социализации личности.
Ролевое поведение личности и социальные установки. Описать способы саморегулирования. Составить схему: «Структура личности». Описать типологию ценностных систем К.А.Абульхановой-Славской
Итого обязательная СРС
Подготовка к экзамену
Итого

Таблица 5 – Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы студентов (5 часов в семестр по выбору студента)

Содержание работы Количество час
Составление терминологического словаря по учебному материалу
Составление библиографии по учебному материалу
Составление каталога Интернет-ресурсов по учебному материалу
Составление аннотированного каталога по учебному материалу
Составление портфолио по учебному материалу за семестр
Разработка презентаций по учебному материалу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (В Т. Ч. ИНТЕРАКТИВНЫЕ) ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки, для реализация компетентностного подхода программа предусматривает широкое использование в учебном процессе, на аудиторных занятиях, следующих форм учебной работы:

- активные формы(лекция, вводная лекция, обзорная лекция, заключительная лекция);

- интерактивные формы(лекция, практическое занятие, семинар, компьютерная симуляция);

- внеаудиторные формы(консультация, практикум, самостоятельная работа);

- формы контроля знаний(групповой опрос, индивидуальная самостоятельная работа, тестирование, экзамен).

Для изучения лекционного материала дисциплины применяются аудиовизуальные (мультимедийные) технологии, которые не отрицают традиционные, проверенные временем методы преподавания, но, при этом, они повышают наглядность, информативность, оперативность в подаче информации, позволяют экономить время занятий.

Практические занятия включают 20 часов. Каждое занятие имеет свою особую форму проведения, свою методологическую специфику, что позволяет развивать у студентов различные как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Постановка проблемы, разбор актуальных конкретных и гипотетических ситуаций, создание атмосферы диалога между преподавателем и группой, между докладчиками и оппонентами позволяет работать индивидуально и в малых группах, коллективно обсуждать определенный темами практических занятий материал, а также инициировать самостоятельную работу студентов. При осмыслении содержания вопросов практических занятий преследуется цель соблюдать преемственность в профессиональном и в творческом развитии студентов.

Контроль самостоятельной работы студентов призван сделать процесс обучения более целостным и органичным. Его задача не оставить без внимания даже, на первый взгляд, малозначительные вопросы.

Таблица 6 – Образовательные технологии, применяемые при проведении лекций

Образовательные технологии при проведении лекций

Тема лекции Виды применяемых технологий Кол-во часов
Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение
Структура общения. Место общения в жизни общества. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение* 2*
Проблема конфликта в социальной психологии. Проблемное изложение
Проблема группы в социальной психологии. Общие проблемы малой группы. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение с привлечением специалиста* 2*
Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Личностно-ориентированная технология обучения
Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение* 2*
Итого
в т.ч. интерактивное обучение

Таблица 6 – Образовательные технологии, применяемые при проведении практических занятий

Тема занятия Виды применяемых технологий Кол-во часов
Тема: Объект и предмет социальной психологии. Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Тема. Методы социальной психологии. Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Тема: Структура общения. Место общения в жизни общества. Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Тема: Проблема конфликта в социальной психологии.   Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами
Тема: Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции. Семинар в форме круглого стола* 2*
Тема: Проблема группы в социальной психологии. Общие проблемы малой группы. Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Тема: Массовые процессы в больших социальных группах. Семинар в форме круглого стола* 2*
Тема: Социально-психологические проблемы группового поведения и групповой динамики Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Тема: Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Семинар в форме диспута с привлечением специалиста * 2*
Тема: Ролевое поведение личности и социальные установки. Семинар конференция* 2*
  Итого
  в т.ч. интерактивное обучение

Наши рекомендации