Теоретические основы изучения межкультурной коммуникации.

В основе большинства межкультурных исследований лежит понимание культуры в широком антропологическом/этнологическом смысле. Межкультурная коммуникация оперирует широким пониманием феномена «культура» - комплексное целое, включающее в себя знания, веру, искусство, мораль, право, обычаи, а также все другие способности и привычки, которые усваивает человек как член общества.

Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая её воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся и акцентуированные) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как её регуляторы.

Культура в каждом отдельном человеке – это мир его культурной группы и его индивидуальный мир.

Культурные ценности. Ценности - это социальные, социально-психологические идеи и взгляды, разделяемые народом и наследуемые каждым новым поколением. Ценности – это то, что как бы априори оценивается этническим коллективом как нечто такое, что «хорошо» и «правильно». Ценности вызывают определенные эмоции, они окрашены чувствами и побуждают людей к определенным действиям. В структуре национальной культуры ценности являются ядром, окруженным, в свою очередь, принципами, реализующимися в нормах и правилах.

Принципами называют конкретные стереотипы мышления и поведения, «общие мнения», представления, убеждения, устойчивые привычки в деятельности, механизмы каузальной атрибуции. Принципы обусловливают понимание действительности определенным образом – они как бы побуждают людей, принадлежащих к данному этническому коллективу, воспринимать мир так, а не иначе. Принципы направляют мышление и поведение по некоторым стереотипизированным, шаблонным путям. Они часто отражены в пословицах и поговорках.

Нормы культуры – это определенные образцы, правила поведения или действия, представления о том, что хорошо или плохо в каждой конкретной культуре. Культурные нормы представляют собой своего рода фильтр между нами и окружающим нас миром. Мы воспринимаем, как правило, только те явления и вещи, которые соответствуют нашим нормам, и часто не замечаем того, что не вписывается в собственную нормативную систему.

Усвоение норм и ценностей собственной культуры начинается в раннем детстве, причем, как правило, неосознанно, как само собой разумеющийся процесс. Ребенок приобщается к ценностям своей культуры, представлениям о нормах поведения и взаимоотношений и развивается по мере накопления и обогащения жизненного опыта. Этот процесс вхождения ребёнка в культуру своего народа определяется как процесс инкультурации. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении культурно обусловленных особенностей мышления, действий, моделей поведения, в результате чего формируется языковая, когнитивная, эмоциональная и поведенческая идентичность личности с членами данной лингвокультуры и отличие от членов других лингвокультур.

Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Культурологические исследования свидетельствуют, что, например, в наше время нормативность русской культуры значительно слабее, чем английской, немецкой, китайской и многих других.

Межкультурная коммуникация – часто эксплуатируемое сегодня словосочетание, сигнификат которого, пока амбивалентен и не имеет желаемой дефиниционной однозначности.

Корни английского обозначения «кросскультурный» распознаются в общей и социальной психологии. Центр тяжести кросскультурного подхода лежит в области сравнительного компаративного) изучения определенного феномена культуры на снове интракультурного анализа.

Термины «межэтническая / межрасовая / кроссрасовая коммуникация» используются при рассмотрении отношений различных этнических групп и рас внутри одного государства. Чаще всего при этом ринимаются во внимание цвет кожи и происхождение.

Понятие интернациональная коммуникация относят, прежде всего, к сфере информационных средств, а также к сфере политики и дипломатии. Данный термин употребляется преимущественно в общественных, социологических и коммуникационных науках.

Для обозначения форм межкультурного взаимодействия, рассматриваемого не как межличностное общение, а как информационно-технический способ коммуникации, употребляются термины транскультурная и панкультурная коммуникация.

В русскоязычных и немецкоязычных исследованиях чаще других встречается термин межкультурная/интеркультурная коммуникация.

Обращение к этимологии слова интеркультурный (межкультурный) способствует пониманию сущности процессов, обозначаемых этим словом. Латинский префикс «интер» подразумевает «между». Под культурой в широком смысле слова понимается весь окружающий человека мир, понятие межкультурный/интеркультурный рассматривается как то, что разыгрывается, происходит между человеческими мирами.

Межкультурная коммуникация как научно-прикладная дисциплина занимается проблемами понимания и взаимопонимания: понять чужое (другое), адекватно объясниться с чужим, правильно интерпретировать иные, не свои культурные знаки.

Межкультурное общение - общение «носителей разных культур», сопровождаемое неизбежными коммуникативными конфликтами (конфликтами неполного понимания) из-за недостаточной общности сознания. Главной причиной непонимания в межкультурном общении является не различие языков, а различие национальных сознаний коммуникантов.

Что представляет деловое общение в межкультурном контексте???

Вообще весь вопрос нужно осмыслить, очень много научных терминов, которые нужно понять и рассказать своими словами!!!!)))

Билет 13

Содержание организационной структуры коммуникационного менеджмента.

Разделение и специализация коллективного труда значительно повышают его производительность. Однако если отношения между подразделениями и сотрудниками организации не будут четко определены и скоординированы, эффект специализации будет потерян. Поэтому одной из основных функции управления является функция организаций, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.

Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах, как:

- формирование организационной структуры (деление организаций на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией),

- установление взаимоотношений между членами организации в рамках ее структуры.

Каким образом может происходить установление взаимоотношений между членами организации????

Функции конкртено???

Наши рекомендации