Теоретические основы изучения

Оглавление

Предисловие……………..……………………………………….…………
Глава 1. Отечественная история: теоретические основы изучения……………………………………….
  1.1. Теоретические основы исторического знания…………..
  1.2. Факторы цивилизационного своеобразия России……….
Глава 2. Российская цивилизация (IX–XVIII вв.): основные тенденции развития…………………
  2.1. Русь в IX–XV вв. …………………………………………..
  2.2. Россия в XVI–XVII вв. …………………………………..
  2.3. Российская империя в XVIII – первой половине XIX в…
Глава 3. Россия на пути создания современного общества…………………………………………………..
  3.1. Имперская модель российской модернизации (середина XIX – начало ХХ в.) …………………….……………………..
  3.2. Советская Россия в 1917–1991 гг. ………………………..
  3.3. Современный этап развития российской цивилизации (1990-е – 2000-е годы) …………………………………………
  Словарь терминов и понятий ………………………………………….....
  Библиографический список ……………………………………………....

Предисловие

Курс «Отечественная история» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом, более высоком уровне, полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре. Изучение отечественной истории формирует у студентов целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода. Кроме того, изучение отечественной истории в высшей школе позволяет студентам выйти на качественно иной уровень логического мышления, является необходимой ступенью в овладении другими курсами социально-гуманитарного цикла.

Данное учебное пособие подготовлено на основе требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие написано на основе использования двух современных макротеорий (моделей измерения истории): цивилизационной и модернизационной.Учебное пособие охватывает историю России от возникновения древнерусского государства и до настоящего времени. Авторы сосредоточились на ключевых моментах каждой эпохи, наиболее полно их характеризующих и имеющих особое значение для понимания закономерностей развития России на протяжении всей ее истории.

Пособие содержит необходимый объем фактического материала и его анализ. Особенностью данного пособия является обращение авторов, прежде всего, к тем вопросам курса истории России, которые вызывают наибольшие трудности и недостаточно полно освещаются в других изданиях. Каждая глава посвящается крупным этапам Отечественной истории. К каждой главе разработаны контрольные вопросы, что позволит студентам в ходе ответов на них самостоятельно проверить уровень освоения учебного материала. В пособии содержится список основных понятий и терминов, а также список современной литературы.

Учебное пособие подготовил авторский коллектив: профессор, д.и.н. Трофимов А.В. (гл. 1).; доцент, к.и.н. Курасова А.А. (гл. 2, разд.1).; доцент, к.и.н. Борзихина И.В. (гл. 2, разд. 2); доцент, к.и.н. Суворов М.В. (гл. 2, разд. 3); к.и.н. Казакова-Апкаримова Е.Ю. (гл. 3, разд. 1); доцент, к.и.н. Коноплева Л.А. (гл. 3, разд. 2); доцент, к.и.н. Иванов А.В. (гл. 3, разд. 3).

Глава 1.Отечественная история:

Теоретические основы изучения

Основные тенденции развития

Русь в IX–XV вв.

Восточнославянские племена накануне образования государства: цивилизационный аспект.Славяне – древнейшее население Европы, которое когда-то было единой общностью. В процессе исторического развития единая славянская общность разделилась на три основных ветви, подразделяющиеся по районам проживания: западную – территория современной Германии и стран Балтии; южную – современные Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Югославия, Венгрия, Румыния; и восточную – территория Восточно-Европейской равнины. Каждая из них проходила свой путь в истории.

Восточные славяне расселялись на обширной территории от берегов Ильменского озера до среднего течения Днепра и Дуная и от Оки до Десны. Они испытали на себе влияние со стороны окружавших их племен: скифов, сарматов, готов, гуннов, аваров и других, нашествия которых способствовали расселению восточнославянских племен по огромной территории в период с I тысячелетия до н.э. по 5-7 вв. н.э. В результате общность, которую мы привыкли называть славянской, складывалась в смешении, по меньшей мере, трех компонентов – славянского, балтийского, финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и отчасти северокавказского элементов. Таким образом, будущему Древнерусскому государству самим географическим фактором было предопределено стать многонациональным, разноязычным, а впоследствии и поликонфессиональным.

Расположение территорий, занимаемых восточнославянскими племенами, в умеренно-континентальном климате, на стыке европейских и азиатских народов, наложило отпечаток на создававшуюся систему экономических, политических, социальных и культурных связей, что в конечном итоге привело к формированию особой цивилизации.

Самобытность Руси во многом определялась ее географическим положением между Европой и Азией. Древнерусское государство – огромная, слабо заселенная и слабо освоенная территория, границы которой не были защищены никакими естественными преградами, что приводило к необходимости постоянно обороняться как от кочевников, так и от западных соседей. Причем в силу своего географического положения Русь была вынуждена принимать на себя первый, самый сильный удар врага, несла самые тяжелые издержки от военных конфликтов.

Главную угрозу для населения Руси представляли, конечно, кочевые племена Великой Степи – половцы, печенеги, монголо-татары. Постоянная угроза нападений приводила к тому, что славянское население южных окраин стало перебираться на северо-восток страны, подальше от кочевников, заселяя все новые и новые территории. Бегство населения из Центра страны на окраины затрудняло развитие городов, консервировало отсталые формы земледелия, основанные на интенсивной вырубке лесов и, следовательно, требовавшие огромные свободные территории. Все это создавало огромные проблемы для государства - разрушало его экономику, приводило к ослаблению центральной власти, замедляло развитие русской нации, приводило к поиску новых форм взаимоотношений в обществе.

Византийские историки отмечали у славянских племен типичные черты родоплеменного строя, не достигшего государственной стадии и получившего название «военная демократия». Данный строй характеризуется следующими чертами: сочетание производящего (земледелие, скотоводство) и присваивающего (охота, рыболовство, сбор дикого меда и др.) хозяйства; отсутствие ярко выраженной имущественной дифференциации и неразвитость института частной собственности; социальная однородность населения и отношение к рабам как к младшим родичам; участие в военных походах всех вооруженных мужчин рода под руководством вождя при отсутствии единого командования, разработанной тактики боя и тяжелого вооружения.

Необходимость постоянного отпора внешним врагам приводила к тому, что славяне должны были не просто объединить свои силы, но создать мощную организацию, способную противостоять любому вторжению. Такой организацией стали крупные военно-территориальные союзы славянских племен, которые складывались на протяжении VI – VII веков. «Повесть временных лет» упоминает 14 таких союзов (поляне, древляне, кривичи, дреговичи, вятичи, радимичи, тиверцы, уличи, словене и др.). Подобные образования привели к существенным изменениям в жизни славян – отныне они не только могли противостоять внешним врагам, но и сами стали организовывать завоевательные военные походы. Результатом военных походов стал рост производительных сил (за счет военной добычи, пленных, заимствованных форм земледелия, новых видов ремесел). Это, в свою очередь, вело к более высокому уровню жизни племен, а также позволяло снаряжать новые, более крупные военные экспедиции (например, походы на Византию в VIII в.). Успешные военные походы, успехи в земледелии, ремесле способствовали окончательному распаду первобытных отношений у славян, вели к имущественному неравенству внутри общин и племен, родственные связи заменялись территориальными.

Чрезвычайно усилилась роль военачальника-князя и его дружины, состоящей из представителей родоплеменной знати и незнатных, но храбрых, преданных князю людей. Причин тому было несколько: естественно, одна из важнейших их функций – организация защиты от внешних врагов и организация завоевательных военных походов. Но, кроме того, существовали и внутренние причины – ослабление родовых связей сделало семью беззащитной (неурожаи, стихийные бедствия и т.п.), поэтому необходима была новая структура, которая помогала бы общинникам выживать. Ею стал двор князей, старших дружинников-бояр и др.. Помогая соплеменникам, давая им в долг, князья и бояре постепенно утверждали свое господство, превращая свободных общинников в частично или полностью зависимых. Таким образом, у них накапливались материальные и людские ресурсы, создавались условия для расширения материального производства, усиливалась их власть.

Объединение соседских общин в племена приводило к расширению распахиваемой земли, что вызывало неизбежные земельные споры между общинами - для их решения люди все чаще обращались за судом к племенному вечу или князю. Кроме того, более крепкие, богатые семьи стремились выделиться из общего хозяйства рода, что вело за собой выдел скота, сельскохозяйственного инвентаря и, как правило, приводило к ожесточенным спорам внутри рода. Вновь требовалось решение высшей инстанции – князя. Все это усиливало позиции общеплеменных властей - они стали необходимым элементом общественного устройства, а также создавало предпосылки для образования государства.

Киевская Русь. Становление древнерусской цивилизации и ее важнейшей составляющей - государственности – закономерный этап в развитии общества. Это длительный процесс, происходящий лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры.

Возникновение древнерусской цивилизации было подготовлено всем предшествующим развитием славянского общества. Одним из моментов, сыгравшим здесь значительную роль, является вовлечение восточных славян в международную торговлю. Еще В.О.Ключевский выделял участие славян в международной торговле в качестве основного фактора, приведшего к зарождению городов - главного признака цивилизации. Он писал, что достаточно взглянуть на их географическое размещение, чтобы убедиться в справедливости этой мысли. Большинство городов вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из варяг в греки». Роль международных торговых путей, проходивших через земли восточных славян, выражается в том, что они вызвали к жизни военно-торговые общины, состоявшие из разноплеменного люда, объединенного общим делом, спаянного кровью и воинским братством.

Однако существование военно-торговых общин – недостаточное условие для образования цивилизации. Для того, чтобы мог возникнуть слой людей, живущих за счет чужого труда, чтобы эти люди могли думать о роскоши, необходимо, чтобы земледелец производил больше, чем ему нужно самому. Важнейшим условием расслоения общества и зарождения цивилизации является развитие сельского хозяйства. По данным археологических раскопок изменения в сельском хозяйстве у восточных славян начинаются с IХ века. Прежде всего это связано с переходом к использованию озимой ржи. Рожь стабильна, почти всегда урожайна. В Х – ХIII вв. она выходит на первое место среди зерновых культур.

Использование озимой ржи, дававшей стабильные урожаи, переход к паровой системе (двуполью и трехполью) растет синхронно с увеличением числа городов, а значит и доли людей, освобожденных от труда. Достаточно высокие урожаи хлеба позволяли использовать в земледелии чужой труд, и городские земледельцы превращались в землевладельцев. Озимая рожь давала возможность прокормить не только самих пахарей и хозяев земли, но и ремесленников, художников, строителей, всевозможных слуг, скоморохов и т.п., которые делали жизнь этих хозяев более яркой и красивой.

Важнейшим признаком цивилизации является наличие городов. Возникновение города – совершенно новой для общества среды обитания - фактически датирует и время появления цивилизации. Первый важнейший признак древнерусского города, явно отличающий его от родового поселка - наличие дворово-усадебной застройки. Появление дворов – результат перехода наследственного права от рода к семье, отчего последняя становится хозяйственной ячейкой. Двор есть воплощение ее нового положения и, как следствие, новой территориальной системы связей в общине.

Вторым главным признаком городского характера поселения в Древней Руси является инженерное благоустройство улиц – пожалуй, даже более важный, чем двор, показатель «окультуренности» территории. Во всех городах, по крайней мере лесной зоны, обнаруживаются деревянные мостовые, а на территории усадеб и вдоль улиц – всевозможные системы дренажей и водоотводов ( начиная с первой половины Х века). Появление в древнерусских укрепленных поселках дворов, мостовых и водоотводов надежно определяет время перерастания родоплеменных крепостей в города.

Дополнительным свидетельством городского характера укрепленного поселения можно считать находки замков и появление надписей на вещах. Использование замков отражает новые социальные условия – появление обособленной, а затем частной собственности и, как следствие, воровства. Развитый родовой строй не знал воровства, по крайней мере, внутри общины. Оно было невозможно по двум причинам. Во-первых, родовые общины жили обособленно друг от друга. Во-вторых, внутри рода воровство лишалось почвы в силу характера собственности. Поскольку все было общим - воровать было не у кого и незачем. Воровство могло возникнуть только после нарушения родовой системы, то есть как раз в результате распространения городов. Что касается надписей на вещах, по всей видимости, их появление связано с правилами судебного разбирательства на Руси, когда необходимо было опознать свою вещь.

По данным археологических раскопок, замки на Руси появляются с начала Х века, а самая ранняя надпись относится к середине Х века. Время появления дворов и мостовых, замков и надписей на вещах, а так же динамика их распространения показывает, что становление городов и цивилизации у восточных славян приходится в основном на Х век. Это был своего рода переходный период, когда новые отношения постепенно завоевывают свои позиции и окончательно побеждают к началу ХI столетия.

Сведения о других признаках цивилизации (появление монументального зодчества, производство и распространение предметов роскоши, развитие письменности) подтверждают сделанный вывод и указывают на перемены в общественных отношениях, основной смысл которых – выделение особой социальной группы, позволяющей личности, входящей в ее состав, получить высокую степень свободы, в том числе и от родовых пут и необходимости трудиться. Слой этот – знать, представляющая лицевую сторону цивилизации.

Начало складывания древнерусского государства традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга Рюрика, призванного новгородцами княжить в период обострения межобщинных столкновений в 862 г. Одной из главных задач первых князей было подчинение и объединение племен, живших на торговых путях, особенно на пути «из варяг в греки». Инициатором объединения был родственник Рюрика Олег, который в 882 г. совершил поход на Киев и присоединил к Новгородскому княжеству земли смоленских кривичей и киевских полян. Это дало основание для создания так называемой «норманнской теории» (авторы – историки XVIII века Байер, Миллер, Шлецер) возникновения Древнерусского государства, по которой государство у русских создалось только благодаря варягам. Но, как отмечал противник этой теории М.В.Ломоносов, варяги находились со славянами на одной стадии развития (переход от военной демократии к раннеклассовому обществу) и не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Происходило скорее не завоевание, а сотрудничество культур.

Объединение восточнославянских племен в Древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами. Варяги, по-видимому, ускорили этот процесс, явившись необходимым консолидирующим элементом, сыграв роль военной силы, которая помогла завершить процесс объединения.

Государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух основных центров восточных славян – Киева и Новгорода. При их слиянии преимущество оказалось на стороне Киева благодаря чрезвычайно выгодному географическому положению (в центре славянских земель, узловой пункт торговли восточных славян с западными странами и с Византией) и мудрой политике киевских князей. В X – XI вв. завершился территориальный рост Киевской Руси. Завоевательные походы первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира), в результате которых все восточнославянские племена и племенные союзы, жившие вдоль пути «из варяг в греки», оказались под властью Киева, разрушили старые племенные деления, привели к оформлению княжеско-боярской верхушки, росту городов. К этому же периоду относится и завершение процесса складывания древнерусской народности.

Функционирование древнерусского государства основывалось на славянской традиции. Во главе государства стоял великий киевский князь, который управлял государством при помощи Боярской Думы и веча. В качестве пережитка в начальный период Киевской Руси сохранялись местные племенные княжения. Племенные князья признавали высшую власть киевского князя, пользовались его военной помощью, собирали для него налоги. На местах управляли либо они, либо назначаемые киевским князем наместники, которые были дружинниками киевских князей или их родственниками. Князья и их дружины объезжали подвластные им территории, собирали дань с населения («полюдье»), вершили суд, облагали виновных штрафами и т.п.

О зрелости государственных отношений в Киевской Руси свидетельствует создание общерусского свода законов – «Русской правды» (XI в.). В основу этого документа легли славянские и норманнские юридические обычаи языческой эпохи, княжеские уставы, церковное византийское право. По «Русской правде» можно проследить основные категории населения древней Руси – свободные, полусвободные, полностью зависимые. Основная масса населения в период складывания Древнерусского государства состояла из свободных общинников. Они платили дань князю, служили в ополчении, выступали полноправными участниками судебных процессов, решали вопросы на вечевых собраниях. Земля находилась в общем владении и пользовании.

Привилегированной частью общества были старшие дружинники князя – бояре. Они считались вольными слугами и служили князю по договору за право собирать дань с определенной территории и за часть военной добычи. Земельные пожалования и ведение самостоятельного хозяйства в боярских имениях – вотчинах начали зарождаться в XI в., но не получили значительного распространения, подобно ленной системе в странах Западной Европы. Это связано с частыми перемещениями дружинников во время службы из одного княжества в другое, т.к. боярин имел право в любой момент перейти на службу к другому князю из династии Рюриковичей, разорвав служебный договор в одностороннем порядке.

К полусвободным категориям населения относились закупы – должники, взявшие у князя или боярина в долг (купу) деньги, зерно, скот и проч.; рядовичи – общинники, заключившие с князем, боярином договор (ряд); наймиты – нанявшиеся на работу. Их зависимость была временной, ограниченной сроком выполнения договора или погашения долга. На это время их правоспособность ограничивалась – они не могли самовольно уйти от кредитора, свидетельствовать в суде, подвергались телесным наказаниям, а в случае невозвращения долга становились рабами (холопами).

Несвободное население состояло из холопов, их жизнь, как явствует из «Русской правды», приравнивалась к вещи. Источниками холопства были: продажа за долги, добровольная продажа в рабство самого себя, женитьба на холопке, плен, рождение в семье холопов, продажа в холопство за особо опасные преступления. Социальный статус холопа мог быть достаточно высоким, если он занимал должность в княжеском управлении. Основная часть холопов использовалась в качестве прислуги.

Таким образом, древнерусское общество состояло в основном из свободного населения, разделенного имущественной дифференциацией на разные социальные группы. Норманнский этнос не был отделен от славянского юридически, но де-факто выделялся высоким благосостоянием и социальным статусом. Верхние слои при этом были открыты для пополнения как норманнскими, так и славянскими дружинниками.

Важнейшей составляющей российской цивилизации являются верования восточных славян. Особенностью славянской колонизации было то, что славяне (а потом и русские люди) всегда мирно уживались с местным населением. Новые территории образовывали со старыми органичное целое. Мало того, происходила ассимиляция, складывалась общая экономическая жизнь, тесно переплетались обычаи и традиции, культура. Это подготовило почву для весьма специфической структуры духовной жизни России – поликонфессиональности - когда в одном государстве мирно уживаются разные религии: и православие, и ислам, и католицизм, и иудаизм, и буддизм и проч.

Духовной основой Древнерусского государства было язычество. Славяне поклонялись большому количеству различных богов, олицетворявших силы природы (лешим, русалкам, упырям), божествам плодородия (Роду, рожаницам), а также покровительствовавших различным видам деятельности (Перуну – богу войны и оружия, Велесу – богу скотоводства и торговли, Макоши – богине домашнего очага и др.). Каждое племя, род имели своих главных богов – покровителей. На этой основе было невозможно достичь духовного единства страны, без которого немыслимо создание прочного государства. Князь Владимир (980 -1015 гг.) попытался утвердить языческую религию в качестве государственной идеологии, выбрав шесть самых популярных, уважаемых славянских богов в качестве общегосударственных, но языческие боги были, прежде всего, местными божествами и насаждение их культа в других племенных землях удавалось не всегда. Необходимы были такие духовные ориентиры, которые консолидировали бы общество, не возвышали богов одних земель в ущерб другим. Кроме того, вера в местных богов никак не способствовала упрочению власти великого киевского князя. Это заставило Владимира продолжить поиски религии, отвечающей новым потребностям древнерусского общества. Языческие верования не пользовались авторитетом в ближайших к Руси странах: христианской Византии, иудейской Хазарии, принявшем ислам Булгаре. Для того, чтобы иметь с ними равноправные отношения, нужно было выбрать одну из великих мировых религий в качестве государственной религии Киевской Руси. Другими словами, имела место ситуация выбора цивилизационной альтернативы, ведь вера как духовная основа единства общества определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя в той или иной стране.

Как известно, Киевская Русь в 988 г. приняла христианство в восточном, византийском варианте – православии. Причин такого выбора множество: от пышных церковных ритуалов и интерьеров до внешнеполитических причин (Византия была ближайшей соседкой Киевской Руси). Но существовала еще одна, по-видимому, самая важная причина выбора Владимиром именно православия – в Византии светская власть стояла над церковной, в то время как в католических странах провозглашалось главенство Церкви над светской властью. Как бы то ни было, выбор Владимиром христианства в качестве государственной религии был верным – именно христианство стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. Это был выбор ориентации на Европу, а не на Азию.

Но язычество на Руси не утратило своей перспективы. Дело в том, что Древняя Русь не отличалась особой религиозностью, и, хотя общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, общественное сознание не было поглощено религией, как это было, например, в средневековых государствах Европы. На сотни лет в обществе сохранилась ситуация «двоеверия», когда христианские верования сосуществовали с языческими, одновременно совершались обряды поклонения и христианским, и языческим богам, праздники воплощали веру в Христа и веру в местных богов. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Церковь пыталась истребить языческие поверья и праздники, но безуспешно. Поэтому христианская культура на Руси была в значительной мере переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках, даже празднуются они зачастую в те же дни, только под другими названиями (день Перуна – день св. Петра и Павла; семик – Троица; день Велеса – день св. Власия и т.д.). Особенно яркий пример – Масленица, в которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. В этом проявляется особенность русской культуры – синкретизм, т.е. слияние в ней различных, часто противоречащих друг другу элементов. Все это свидетельствует о том, что общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено религией. Тем не менее, принятие христианства создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов.

Еще одной особенностью принятия христианства на Руси было то, что смена веры здесь происходила хоть и жесткими, порой жестокими методами, но без иностранного вмешательства. Это было внутреннее дело Руси, она сама делала выбор, в то время как большинство других стран приняли христианство под нажимом крестоносцев или миссионеров.

Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир, помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами. Вместе с тем, принятие христианства в виде православия углубило разницу в менталитетах западноевропейских и русского народов. В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. «Идеал православия есть не прогресс, а преображение…Новый Завет (а русское православие ориентируется, прежде всего, на него – А.К.) не знает прогресса в европейском смысле этого слова,.. говорит о преображении естества и движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу» - писал архимандрит Илларион. Во времена Киевской Руси это различие не имело существенного значения, но, по мере ускорения Европой темпов развития, ориентация православия и, следовательно, русского народа, на иное понимание жизненных целей сказывалась все более существенно. Во многом благодаря этому влиянию русскому народу свойственна тяга к философии интуитивного, иррационального, мистического характера, которая отличается большей созерцательностью и меньшим прагматизмом, чем западная.

Разложение политической и социально-экономической основы единого государства.В конце X – начале XI вв. в политической жизни Киевской Руси происходят значительные изменения. Все большую роль в жизни страны стала играть княжеская дружина. Дружинники составляли окружение князя, князь совещался с ними по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, управления; с ними вместе принимал законы. Народное собрание – вече продолжало существовать во всех городах, но формально функции веча и то, как на нем принимались решения, не были определены. Они диктовались лишь обычаем. Даже главная функция веча – выбор князя - выполнялась нерегулярно. Вече не было государственным учреждением и потому не могло быть прочной основой государственной власти. Лишь в Новгороде и Пскове оно стало формой законодательной и высшей контрольной власти. Однако власть веча в течение длительного времени (до завоевания Руси монголо-татарами) оставалась весомой и даже укреплялась за счет роста политического значения городского населения – купцов, ремесленников, духовенства. Его существование прекратилось (за исключением Пскова и Новгорода) лишь во времена монголо-татарского ига.

В этот же период начинает складываться особый порядок княжеского престолонаследия, связанный с уничтожением племенных княжений и осознанием родом Рюриковичей принадлежности ему всей полноты власти в Киевской Руси. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Родовой принцип наследования отличал Киевскую Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Сложившийся принцип передачи власти на Руси привел впоследствии к многочисленным усобицам между сыновьями и родственниками великого киевского князя и явился одной из причин будущей раздробленности.

Данная политическая структура существовала на Руси до середины XI в., до смерти Ярослава Мудрого. С 1054 г. в государстве начался этап острых княжеских усобиц. Увеличение численности династии привело к постоянным междоусобным войнам за право получить земли княжеств в обход традиции. Внутренние столкновения стали носить все более кровопролитный характер, во внутреннюю борьбу вовлекались горожане, в качестве наемников князья приводили на Русь половцев. Если раньше борьба между княжескими родственниками заканчивалась победой и вокняжением одного, то теперь она вела к образованию обособленных княжеских владений. Родовой идеал нераздельности Русской земли постепенно сменялся семейным идеалом «отчины», наследования своему отцу.

С середины XII в. Киевское княжество стало ощущать влияние экономического, политического, военного и демографического кризисов. Внешняя торговля, бывшая основой благосостояния киевской элиты, приходила в упадок: экспорт рабов прекратился, а основная торговля пушниной была перенесена на балтийское направление через Новгород. Торговый путь «из варяг в греки» окончательно уступил свою роль главного связующего звена между севером и югом Европы «янтарному пути» из Поморья в Венецию. В результате защита этого пути, являвшаяся одной из главных причин образования единого древнерусского государства, теряла смысл. Местные князья уже не были в такой мере заинтересованы в поддержке киевского князя, который контролировал путь «из варяг в греки» и уже не хотели, как раньше, давать ему людей для войска, отговариваясь тем, что это помешает крестьянам в их работах. К тому же местные князья стали достаточно сильны, чтобы самим защищать свои земли. Прежние доходы от земель, внутренней торговли и ремесла не компенсировали убытков от набегов половцев и междоусобных войн. Знать переключилась на кабальное кредитование горожан и сельского населения, что было вызвано отсутствием внешнеторговой прибыли и обеднением значительной части свободного населения. Бояр к князьям теперь привязывала, в основном, возможность получить за службу земли для ведения хозяйства, на которые можно было посадить холопов и закупов – крестьян, попавших в долговую зависимость.

Политический кризис проявился в частой смене киевских князей, нежелании наиболее авторитетных князей переносить резиденцию из своих земель в Киев, а также разорении Киева владимирскими князьями и половцами. Население из Киевского княжества стало мигрировать в более спокойные земли Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств. В середине XII в. центр страны постепенно перемещается вслед за ее жителями на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество, где находилось немало пахотных земель, хорошо защищенных от внешних вторжений лесами.

Появились новые города, которые по своему экономическому и политическому влиянию составили конкуренцию Киеву и Новгороду - Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Смоленск, Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме. Города были, прежде всего, крепостями, административными и богослужебными центрами. Здесь складывались сильные политические группировки бояр и городской верхушки, которые оказывали большое влияние на принятие князем тех или иных решений.

Отсутствие сильной центральной власти и запутанность порядка распределения земель между князьями привели к усилению роли договорного начала в междукняжеских отношениях. Княжеский съезд «на устроение мира» состоялся в Любече в 1097 г., где было признано обособление земель как наследственных княжеских владений. Тем самым закреплялась политическая раздробленность Руси, которая более не считалась единым владением дома Рюрика, а стала совокупностью отдельных вотчин.

Перед лицом половецкой опасности Владимиром Мономахом и его сыном Мстиславом была сделана еще одна попытка объединения князей и, соответственно, государства. Но, когда исчезла внешняя угроза, исчезло и представление об общегосударственном интересе, стала преобладать потребительская идеология, и теперь не только князья, но и бояре стали стремиться к самостоятельности.

Формировавшееся в XII в. княжеское и боярское вотчинное землевладение, наряду с судебными и торговыми пошлинами, постепенно становилось существенным источником доходов взамен старых источников в виде дани, военной добычи, внешнеторговых операций. Обзаведение частным хозяйством привязывало материальные и политические интересы бояр и удельных князей к определенным княжествам, стимулировало развитие в них ремесла и торговли по киевским и новгородским образцам. Укоренение династий в удельных землях превращало князей и дружинников, ранее постоянно менявших города и княжества из-за существовавшего порядка наследования, в оседлых землевладельцев. Князья вместе с населением являлись создателями новых хозяйственных и политических отношений, а потому с большим основанием могли рассматривать осваиваемую территорию в качестве личного владения.

Таким образом, со второй трети XII в. Русь вступила в эпоху удельной раздробленности, которая характеризуется формированием независимых княжеств и падением роли Киева как единого политического центра.

О феодализме на Руси.Для объяснения раздробленности существует несколько основных концепций. Так, Л.Н.Гумилев обосновывает распад Древней Руси утратой пассионарности славянским суперэтносом, т.е. упадком энергетического потенциала, определяющего жизненную активность. Энергия тратилась на междоусобицы и культурное обустройство земель. С точки зрения цивилизационного подхода раздробленность можно объяснить снижением качественного уровня элиты, которая сосредоточилась на решении частных вопросов в ущерб государственным. Отсутствие значимой внешней угрозы привело к преобладанию внутренних столкновений, что подрывало способность удельных князей к совместным действиям против общего врага. В советской историографии доминировала концепция феодальной раздробленности, что позволяло провести параллель между историей Руси и Западной Европы.

Поскольку термин «феодализм» часто используется для характеристики социально-экономических и политических отношений в средневековой Руси, представляет

Наши рекомендации