Связи обязательные и факультативные

Проблема обязательности и факультативности связей не яв­ляется только внутренней проблемой связи слов, позволяющей глубже вникнуть в природу и характер их соединения. Внутрен­ние законы организации предложения и его распространения во многих случаях трудно понять без знания свойств обязатель­ных и факультативных связей. Так, с обязательностью и фа­культативностью связей тесно переплетаются такие признаки предложения, как распространенность и нераспространенность, полнота и неполнота, односоставность и двусоставность. Из это­го следует, что многие вопросы практического анализа предло­жения требуют для своего решения знания свойств обязатель­ных и факультативных связей. <…>

… обязательность связи возникает в том слу­чае, если стержневое слово само по себе или в составе опре­деленной конструкции характеризуется лексической, лексико-грамматической, грамматической (или структурной) недоста­точностью или многозначностью и нуждается в конкретизаторах и конкретизации <…>

Отсутствие зависимого слова при обязательной связи созда­ет неполноту предложения, порождает дефектность смысла: Она держалась ... (смысл неясен, так как непонятно, в каком значении употреблен глагол держаться); Он вбил ... (смысл неясен, так как отсутствуют необходимые конкретизаторы, предусмотренные глаголом вбить — вбить что и куда?); Зима казалась длиннее... (смысл неясен, так как не указан объект сравнения); Прут сгибается... (смысл неясен, так как грамматическая многозначность не разрешена: неясно, то ли прут обладает свойством гибкости, то ли прут кем-то гнется); Большинство офицеров ... люди (при опущении определения возникает абсурдность смысла); невозможны сочетания «специа­лист... квалификации», «мебель... дерева» и т. п.

Возникает вопрос, что значит «слово требует определенной формы»?

По существу, слово (ведь имеется в виду смысловая сторо­на слова, его значение) не может требовать формы зависимого слова, ибо смысл требует смысла же, а форма — это только способ передачи смысла. Поэтому, когда мы говорим «слово требует», мы имеем в виду, что слово, точнее, его значение нуждается в том, чтобы его дополнили определенным конкре-тизатором значения. Так, глагол заботиться нуждается в до­полнении словом, называющим объект действия, т. е. нуждается в объектном конкретизаторе; глагол находиться нуждается в конкретизаторе со значением места (находиться в горах) и т. д.

Для выражения конкретного синтаксического отношения может использоваться одна форма или набор форм. В том слу­чае, когда в языке (в определенный момент его развития) то или иное синтаксическое отношение может выражаться только одной формой, создается впечатление, что данное слово требу­ет именно этой формы, в то время как значение, которое выра­жается с помощью этой формы, перестает восприниматься как главный фактор. Так, мы говорим, что глагол брать (в опре­деленном значении) требует формы винительного падежа зави­симого слова (брать книгу, портфель). Но если выражать мысль точнее, то нужно сказать, что глагол брать (при выражении объектных отношений) требует конкретизатора со значением объекта, который в языке выражается формой винительного падежа существительного, поэтому и создается впечатление, что глагол брать требует именно этой формы зависимого слова <…>

СИЛЬНЫЕ СВЯЗИ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ)

Прихарактеристике сильных связей обычно исходят из не­обходимости для стержневого слова определенной формы зави­симого или указывают на свойство главных слов с достаточно большей вероятностью предсказывать одну или несколько форм зависящего от них слова.

Сильное управление.Сильным управлением называется та­кая связь, при которой главное слово обязательно связывается с определенной формой (одной или несколькими сразу) косвен­ного падежа существительного или иного слова спредметным значением.

1. Выделяется два вида сильного управления. Если главное слово для реализации своего значения нуждается в конкрети­заторе содним синтаксическим значением и это значение врус­ском языке имеет только одну падежную форму для своего вы­ражения, то сильное управление проявляется в обязательной зависимости от главного слова одной, строго определенной па­дежной формы (командовать полком, руководить предприятием, заботиться о сыне, любоваться морем и др.).

2. Если главное слово для реализации своего значения нуждается в нескольких конкретизаторах с разными синтакси­ческими значениями, каждое из которых выражается опреде­ленной падежной формой, то сильное управление проявляется в обязательной зависимости от главного слова двух и более строго определенных падежных форм (вручить орден герою; посвятить книгу другу; наполнить ведро водой; отнять у чело­века права).

В силу того что в языке установилось постоянное соответ­ствие между значением главного слова и определенной падеж­ной формой зависимого, слова одной синтаксической группы ха­рактеризуются одинаковым управлением: удивляться чему?, радоваться чему?; тревожиться за что?, испугаться за что?, опасаться за что?, болеть за что?; восхищаться чем?, любоваться ч е м?, возмущаться ч е м? и т. п. <…>

Сильное примыкание. Сильным примыканием называется такая связь, при которой главное слово необходимо связывать с определенным видом неизменяемого слова, единственно возможным при выражении данного значения. Так, глаголы с модальным значением (сметь, уметь, пытаться и др.) в силу обоб­щенности своего значения нуждаются в его конкретизации, которая возможна только за счет одной формы зависимого сло­ва — формы инфинитива. То же следует сказать и о кратких прилагательных (обязан, должен, вынужден и др.) и о безлично-предикативых наречиях с модальным значением (можно, нужно, надо, нельзя и др.). Такие существительные, как мане­ра, желание, искусство, в значении характеристики конкретного внутреннего состояния также сочетаются только с инфинити­вом (манера говорить, умение петь, искусство декламировать, желание учиться, стремление уехать). Глаголы со значением побуждения, совета, пожелания (велеть, заставить, приказать, советовать, побуокдать, мешать, разрешать, позволить и др.) требуют одновременно двух форм зависимых слов — имени в да­тельном или винительном падеже (со значением адресата) и ин­финитива для передачи объектного отношения: велеть учени­кам выучить; приказать полку наступать; советовать больному отдохнуть; разрешить детям погулять и т. п. Глаголы вести себя, держаться — в значении «вести себя» требуют в качестве зави­симого наречия: Он ведет себя хорошо; Он держится уверенно.

Сильное согласование. Сильным согласованием называется такая связь, при которой главное слово необходимо связывает­ся с согласующейся формой зависимого слова. В лингвистиче­ской литературе обычно не ставится вопрос о наличии в рус­ском языке сильного согласования. Это, очевидно, обусловлено тем, что в отличие от сильного управления, где необходимая связь обусловливается в основном лексическим или лексико-грамматическим значением слов и является, так сказать, внутренним свойством этих слов, сильное согласование возникает только в предложении или сложном словосочетании под воз­действием синтаксического фактора (в особых структурах), конечно, не без влияния лексического значения слов. Однако сама потребность в согласующихся зависимых словах не есть внутреннее свойство слова.

При сильном согласовании согласующаяся форма зависимо­го слова может быть не только обязательной, но и единственно возможной при передаче атрибутивного отношения в пределах данной структуры. К таким случаям следует отнести конструк­ции типа: специалист высокой квалификации, человек большо­го ума, мальчик высокого роста, масло первого сорта и т. п. Сюда же относятся конструкции, в которых родительный без предлога обозначает материал, из которого сделан предмет: мебель карельской березы; колонны белого мрамора; ступени серого гранита; кольцо червонного золота и т. п. Слова со зна­чением различных единиц измерения в некоторых конструкциях функционируют только с согласованными определениями: На двадцатый день плавания мы увидели землю; На пятой вер­сте...; первые годы; к пятнадцати часам; на тридцатой минуте. <…>

Вариантные сильные связи (избирательные связи)

Если главные слова нуждаются только в одном конкретизаторе, который в языке может быть выражен несколькими взаи­мозаменяемыми падежными формами, то возникает особый, ва­риантный тип сильного управления. При реализации этого ти­па управления в структуре предложения обнаруживаются две разновидности его функционирования: 1) вариантные формы не могут использоваться одновременно как соподчиненные, обяза­тельно избирается только одна (верить другу или верить в дру­га; вспомнить детство пли вспомнить о детстве; объявить нача­ло собрания или объявить о начале собрания); 2) вариантные формы могут функционировать одновременно, причем только одна из форм является структурно необходимой, остальные же оказываются факультативными (Поселок находится у реки, под горой, в лесу).

Варьироваться могут разные по своей грамматической при­роде формы, но всякий раз избирается только одна. Так, гла­гол бояться нуждается в конкретизации своего значения с помощью объектных отношений, которые создаются за счет сочетания этого глагола либо с родительным падежом существи­тельного (бояться темноты, зверя, экзамена), либо с инфини­тивом (бояться уехать, говорить, вспоминать). <…>

Отдельную группу составляют конструкции со значением портретной характеристики, включающие слова — названия час­тей тела и органов (рука, нога, шея, глаза, нос, губы, уши и т. д.). Сами по себе эти слова не могут служить чьей-либо ха­рактеристикой, поэтому при них необходимы определения, называющие специфические признаки этих частей тела. Ср.: У Андрюши были большие светлые глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб (Тургенев) и У Андрюши были глаза, ротик, нос и лоб. <…>

СЛАБЫЕ СВЯЗИ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ СВЯЗИ)

Факультативная связь не является структурно необходи­мой. Это структурно возможная связь.

При факультативной связи возможность распространения определяется категориальным значением части речи. Так, имена существительные как часть речи обладают способностью всту­пать в связь с именами прилагательными (и другими адъек­тивными словами), качественные имена прилагательные имеют свойство сочетаться с наречиями меры и степени, глаголы — с косвенными падежами существительных и наречиями и т. п. Эта сочетаемость обусловливается категориальным значением частей речи: имена существительные обозначают предмет и тем самым уже содержат возможность своего распространения за счет обозначения признака, ибо предметы обладают признака­ми. Глаголы, называя действия, процессы, состояния, тем са­мым предполагают их пояснение со стороны времени, места, причины, цели, условия, качества и т. п. (когда, где, почему, для чего, при каком условии, как, каким образом протекает действие), так как любое действие происходит в какое-то вре­мя, в каком-то месте, по определенной причине, при опреде­ленных условиях и т. д. Вместе с тем эти потенциальные воз­можности реализуются не регулярно, а только под влиянием коммуникативной установки высказывания (под действием ком­муникативного фактора). Например, распространение слов пре­дикативного сочетания шли люди в предложении Шли малень­кие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они... (Горький) обусловлено только коммуникативной установкой высказывания: стремлением говорящего сообщить не только то, что люди шли, но и то, что люди были малень­кие и шли они между деревьев и в шуме, что шум был от мол­ний и был он грозным. В то же время возможно употребление в речи только предикативного ядра этого предложения — шли люди, это подтверждается в тексте предложением Шли они. <…>

Говоря о различии обязательной и факультативной связи, мы говорим, что при обязательной связи главное слово тре­бует постановки зависимого в определенной форме, а при факультативной главное слово допускает постановку зави­симого слова в определенной форме.

Исходя из этих положений, можно дать следующую харак­теристику слабого управления, примыкания, согласования. Сла­бое управление — это связь, предопределенная лексико-грам-матическими свойствами главного слова. Как и сильное управ­ление, оно может быть одноформенным (некоторые отношения, в частности значения совокупности, передаются только формой творительного падежа с предлогом с — идет с чемоданом; при­шел с сестрой) и многоформенным (спать в комнате у окна).

Слабое примыкание — это связь возможная, но необязатель­ная, при которой для выражения обстоятельственного значения возможна одна примыкающая форма (очень твердый, чересчур спешит, немного трудно), а возможна и многоформенность (много прошел пешком; рано лег спать; Здесь очень шумно и т. п.).

Слабое согласование — это связь, предопределяемая лексико-грамматическими свойствами главного слова, но необяза­тельная: интересная книга, хороший человек, пятнадцатая ми­нута. <…>

Наши рекомендации