Раздел 1. Теоретические основы профессиональной коммуникации

В нефтегазовой

Тема 1. Нефтегазовая сфера как сфера профессионального и делового общения (основные понятия, культура профессионального общения)

Цель:сформировать знания о деловом общении и профессиональном, о культуре профессионального общения, а также выделять профессиональное общение из делового.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основного содержания понятий «общение», «деловое общение», «профессиональное общение»; формирование навыков разграничения профессионального общения от делового; обучить тому, как развивать качества, необходимые для эффективного профессионального общения; научить соблюдать условия высокой культуры профессионального общения.

Актуальность темы заключается в том, что понятие деловое общение является не тождественным понятию профессиональное общение, как часто это можно встретить в литературе. Учитывая это, очень важно сформировать правильное представление у студентов этих понятий для дальнейшего изучения дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общениеявляется междисциплинарным понятием, понимание которого зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. Общение в самом общем виде выступает как форма жизнедеятельности, как многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга[1].

Специфика общениязаключается в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек не только самоопределяется, но и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых коммуникативных действий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации и содержанию сообщения – о культуре и грамотности.

Рассматривая профессиональное и деловое общение в общем и в нефтегазовой сфере в частности, необходимо говорить о формальном (функционально-ролевом) и неформальном (межличностном) общении.

Неформальное общениехарактеризуется тем, что в нем главную роль играют моменты, связанные с личностными смыслами, состояниями, переживаниями, когда каждый из партнеров воспринимает друг друга в качестве уникальной и неповторимой индивидуальности, когда само общение выступает самоценностью. Именно в таком общении наиболее полно реализуется духовно-психический потенциал личности, ее потребность во внимании и самоутверждении, сила ее психологического воздействия на партнера. Формальное общение определяется социальными ролями партнеров[2].

В этом случае люди общаются прежде всего как носители определенных социальных ролей. Один инженер в процессе общения может быть жестким, суровым, а другой – мягким, дружелюбным. И в первом и во втором случае необходимо учитывать личностные моменты.

Деловое общениеявляется ролевым, формальным общением. Это более широкое понятие, чем профессиональное общение. В нем участвуют представители различных профессиональных групп, каждый из которых говорит на своем профессиональном языке и решает свои специфические задачи, но вынужден взаимодействовать с представителями других профессиональных групп для их решения (например, общение сотрудников налоговых органов с работниками нефтегазовой фирмы).Деловым является также общение между инженером и, например, бухгалтером. Иными словами, деловое общение – это формально-ролевое общение между людьми различных профессиональных групп в процессе их совместной деятельности.

В отличие от делового общения профессиональное общение может быть только между людьми, занимающимися одной профессиональной деятельностью. Оно может быть как формальным, так и неформальным. Например, два инженера являются друзьями. В свободное время, обсуждая вопросы, касающиеся работы, они не будут уже формально строить свою беседу, но задачи будут профессиональные.Таким образом, профессиональное общение – это часть делового общения, в процессе которого взаимодействуют субъекты одной профессии, употребляющие принятую в их сфере терминологию и решающие единые профессиональные задачи. Профессиональное общение может быть формальным и неформальным. Примером профессионального общения в нефтегазовой сфере может служить общение между координатором и инженером. Изобразим схематически (Рисунок 1.1).

Раздел 1. Теоретические основы профессиональной коммуникации - student2.ru

Рисунок 1.1.Виды общения

В курсе «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» мы будем изучать ту часть профессионального общения, которая является формально-ролевой и выделена на рисунке красным цветом.

Профессиональное общение возникает тогда, когда перед людьми возникают профессиональные задачи, которые необходимо решить. Для этого им необходимо вступить в коммуникативный процесс.

Например, у инженера по буровым растворам возникли трудности в определении параметров раствора. Работник находится в так называемой проблемной ситуации, из которой он должен найти выход. Сначала он решает посоветоваться с более опытным, квалифицированным инженером или обратиться к своему руководителю. В зависимости от результата ориентировки у него формируется определенное коммуникативное намерение, которое является итогом процесса решения коммуникативной задачи.

Этот процесс, в свою очередь, распадается на несколько последовательных этапов. Он начинается с ориентировки, на этот раз в условиях коммуникативной задачи. Ориентировка в условиях коммуникативной задачи включает в себя ориентировку во внешней ситуации общения, в его целях, в личности собеседника и др. Характер ориентировки меняется в разных случаях общения. Иногда она сводится к минимуму: люди общаются почти автоматически, готовыми формулами. Иногда, если человек оказался в новой для него ситуации и общается с малознакомым собеседником, ему приходится производить ориентировку не только до общения, но и во время него, чутко следя за реакцией собеседника и подстраиваясь под него, на ходу нащупывая наиболее эффективные способы[3].

Произведя ориентировку, говорящий планирует свое общение, представляя себе (обычно бессознательно), что именно он скажет. Затем выбирает способ общения – как будет говорить. И лишь после этого переходит к самому общению, которое осуществляется вербальными (речевыми) и невербальными средствами (жестами, мимикой, интонациямии т.п.). Работник для эффективного общения должен обладать следующим рядом умений:

1)уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

2)уметь правильно планировать свою речь, правильно выбирать содержание акта общения;

3)находить адекватные средства для передачи этого содержания;

4)уметь обеспечивать обратную связь.

Чтобы добиться желаемого результата в процессе профессиональной коммуникации, необходимо успешно овладеть всеми вышеперечисленными умениями.

В общении специалисты используют различные языки и не ограничиваются языком символов и формул, когда они обсуждают очередную свою проблему. Они применяют и звуковой язык, могут воспользоваться графиками или знаками еще каких-либо систем.

В профессиональном и деловом общении наряду со словесными знаками широко используются жесты. Они, в свою очередь, могут быть условными, т.е. иметь закрепленное за ними значение (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т.е. служить большей выразительности речи, нести смысловую информацию, например, о состоянии работника, его отношении к чему-либо и т.д. Следует отметить, что слушающий может по-разному воспринимать содержание общения. Он может понимать, что ему говорят, осознавать объективное содержание общения, но при этом в системе его отношений к окружающему миру ничего не будет меняться. В этом случае принято говорить о языке дефиниций (определений); они характерны для знакового общения.

К факторам, влияющим на возрастание роли профессионального и делового общения в современных условиях, относятся:

1)усиливающаяся специализация, требующая соответствующей кооперации;

2)увеличение объема информации, требующей своего распространения;

3)усложнение производственных задач и увеличение в связи с этим доли времени, отводимого на общение между работниками[4].

Под культурой профессионального общения понимается характеристика степени его совершенства, проявляющегося в соблюдении разработанных наукой рекомендаций по эффективной организации и осуществлению коммуникативного взаимодействия в ходе решения профессиональных и деловых задач.

Культура профессионального общения отражается в способах подготовки к коммуникативному взаимодействию, применяемых методах и приемах в ходе коммуникативного взаимодействия, избираемом стиле общения и его результатах.

Профессиональную деятельности сотрудников нефтегазовой организации можно рассматривать втрех планах:

1)как систему разных видов деятельности;

2)отношения в социальном институте;

3)систему интерперсональных (межличностных) отношений в трудовом коллективе.

Профессиональное и деловое общение в ходе предметной деятельности работника непосредственно связано с выполнением профессиональных обязанностей и обусловлено решением профессиональных задач.

Работник как специалист должен отвечать следующим основным требованиям:

1)заботиться об истинности и полноте своих знаний, быть открытым к новым знаниям;

2)владеть технологией применения этих знаний для решения задач профессионального и делового общения, способами анализа и предотвращения ошибок;

3)владеть приемами анализа и оценки эффективности своих действий.

Взаимодействие в сфере интерперсональных отношений – прежде всего общение с людьми (интеракции), умение убеждать и завоевывать доверие поступками и словом, добиваться согласованности действий, оказывать влияние на коллег. В этом смысле влияние отличается от власти. Власть основана на формальных полномочиях и выражается в положении, занимаемом работником в организационной структуре, а влияние основано на личном воздействии на людей и выражается в позиции работника в структуре интерперсональных отношений (деловых и личных).

Если работник обладает значительным влиянием на коллег и занимает центральное место в структуре отношений в коллективе, он является лидером.

Все перечисленные сферы жизнедеятельности сотрудника существуют не изолированно, а составляют единое целое. Любая организация является целостной системой, взаимодействующей с окружающей внешней средой.

Эффективное осуществление профессионального общения обеспечивается системой профессионально важных качеств. Работник профессионалом становится не сразу. Зачастую ему приходится пройти сложный и долгий путь. Это связано, в том числе и с овладением им способами и средствам коммуникативных действий.

Овладение разнообразными способами коммуникативных действий приводит, в свою очередь, к обобщению психических процессов, посредством которых коммуникативные действия регулируются. Система закрепленных обобщенных психических процессов – это способности работника. Чем выше уровень развития способностей, тем выше темп освоения разнообразных способов коммуникативных действий, т. е. выше инструментальная «вооруженность» личности работника.

Освоенные способы коммуникативных действий включаются затем в индивидуальную систему организации и осуществления профессионального общения, и далее работник приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, вырабатывать новые способы и приемы общения[5].

Таким образом, можно выделить три основные группы качеств, необходимых для эффективного профессионального общения: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные. Характерологические свойства являются основой синтеза этих разноаспектных качеств, влияя на формирование актуальных конкретных мотивов или интегрируя развитие способностей (превращая ярко выраженные способности в черты характера).

К мотивационно-волевым качествамотносятся:

1)мотивация достижения (ориентация на финансовое благополучие, на достижения, решительность, доверие к себе);

2)устойчивость к стрессу, определяемая осторожностью, добросовестностью, внимательностью, точностью, признанием со стороны окружающих, способностью к самоопределению, умением контролировать гнев.

Интеллектуальные качестваработника прежде всего связаны с нестандартностью, гибкостью мышления, склонностью и способностью быстро и точно решать разнородные задачи.

Среди коммуникативных качествособо выделяются:

1)способность к кооперации и групповой работе, проявляющаяся в рефлексии картины самого себя и своих действий, заботе о развитии собственных способностей;

2)четком определении своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощи и поддержке окружающих, умственной подвижности и открытости новым идеям, готовности экспериментировать и учиться, общей позитивной установке к групповой работе;

3)социальная компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции[6].

Исходя из этих трех основных сфер жизнедеятельности работника, выделяют три больших класса требований к нему: квалификационные, организационные и функциональные.

Квалификационные требования. В данном случае речь идет о том, каков коммуникативный потенциал работника в трех основных областях его жизнедеятельности.

Потенциал работника в общем случае зависит от таких его индивидуальных особенностей, как уровень креативности и интеллекта, мотивация достижений, социальная компетентность и доверие к себе.

Организационные требования. Они определяются прежде всего типом и стадией развития организации и соответствующим типу способом включения работника в коммуникативную деятельность.

Функциональные требования. Эти требования выделяются на уровне анализа профессионального общения в ходе выполнения функциональных обязанностей и содержат описание ключевых коммуникативных задач и соответствующих им черт поведения личности.

Необходимые качества работника формируются как в ходе повседневного профессионального и делового общения, так и в процессе специально организованной профессиональной подготовки.

Таким образом, основными условиями высокой культуры профессионального общения являются:

1)профессиональная эрудиция (компетентность);

2)общая культура;

3)современное творческое мышление;

4)профессиональное мастерство и организованность в повседневной деятельности;

5)совокупность профессионально важных личных качеств (ответственность, чувство долга, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей, оптимизм, открытость, доброжелательность, готовность к совместной работе и др.);

6)профессионально направленное общение; стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие высокой культуры профессионального и делового общения позволяет эффективно решать стоящие перед работником профессиональные задачи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Объясните причины появления профессионального и делового общения.

2.В чем состоит социальный смысл общения?

3.Назовите основные признаки формального общения.

4.Чем отличается профессиональное общение от делового?

5.Какими умениями должен обладать работник для полноценного профессионального и делового общения?

6.Какие факторы влияют на повышение роли профессионального общения?

7.Раскройте понятие «культура профессионального и делового общения» и определите его содержание.

8.Придумайте и разыграйте деловое общение, профессиональное формальное общение и профессиональное неформальное общение.

Список рекомендуемой литературы:

1.Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учеб. пособие для вузов / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, М.М. Данилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2.Основы русской деловой речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. проф. В.В. Химика. – СПб.: Златоуст, 2012.

3.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. –СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014.

4.Панфилова А.П. Деловые беседы: учеб. пособие / А.П. Панфилова. – Л., 1989.


Наши рекомендации