Тактико-криминалистическое обеспечение предупреждения и преодоления конфликтов в уголовном процессе
Тема 3.Криминалистическая конфликтология.
Вопросы для самоподготовки:
§ Теория «конфликтного» следствия.
§ Предмет и объект конфликта в следственной и судебной практике.
§ Понятие и виды конфликтных ситуаций, возникающих в уголовном судопроизводстве.
§ Соотношение понятий «конфликт» и «противодействие расследованию».
§ Тактические основы установления психологического контакта. Скрытый (латентный) конфликт.
§ Динамика развития и преодоления конфликта в ходе коммуникативных следственных и судебных действий.
§ Тактика коммуникативных следственных действий в конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством.
§ Тактические особенности производства в ситуации со строгим соперничеством.
Задания:
1) конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) подготовка к опросу;
3) подготовка к тестированию;
4) подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: подготовка к модельным процессам защиты докладов и эссе с выступлением рецензентов;
5) подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1 – 12, 14, 15, 19, 24, 27 – 32, 37 – 41, 46, 52, 57, 61, 64, 67, 69, 70, 71, 73, 82, 84, 88, 95, 96, 99, 100, 102, 103, 107, 110, 112, 113, 126, 127, 135, 137, 140, 142, 143, 145, 150, 152, 161, 164, 168, 173, 174.
Тема 4. Тактические основы распознавания получаемой в ходе уголовного преследования и судебного разбирательства информации.
Вопросы для самоподготовки:
§ Ложь и лжесвидетельство на предварительном следствии и в суде: понятие и отличие от непроизвольных ошибок (добросовестного заблуждения).
§ Классификации ложных сообщений и правдивых высказываний.
§ Понятие и основы диагностирования сообщаемой информации в ходе расследования преступлений.
§ Вербальные и невербальные признаки сознательного введения в заблуждения следователя, государственного обвинителя и судьи. Составляющие ложного высказывания.
§ Тактика допроса лжеца.
§ Криминалистические рекомендации по распознаванию непроизвольных искажений действительности в сообщаемых показаниях.
Задания:
1) конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) подготовка к опросу;
3) подготовка к тестированию;
4) подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: подготовка к проведению модельного круглого стола по вопросу о распознании характера получаемой информации в практике уголовного судопроизводства;
5) подготовка к контрольной работе;
6) подготовка эссе.
Основная и дополнительная литература: 1,2,3, 14, 15, 32, 37 – 41, 64, 67, 70, 72, 73, 79, 80, 81, 84, 85, 99, 101, 103, 109, 110, 126, 127, 128, 137, 141, 145, 146, 149, 151, 152, 157, 174.
Тема 5. Тактико-криминалистическое обеспечение компромиссных процедур в уголовном судопроизводстве.
Вопросы для самоподготовки:
§ Задачи и сравнительно-правовой анализ компромиссных процедур в уголовном судопроизводстве в свете их тактико-криминалистического обеспечения.
§ Тактические основы и критерии использования компромиссных процедур для разрешения конфликтов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
§ Ситуационный анализ для определения необходимости компромиссного урегулирования конфликта на основе оценки позиции стороны защиты.
§ Тактические основы убеждения в необходимости компромиссного разрешения конфликтов в уголовном судопроизводстве.
Задания:
1) конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) подготовка к опросу;
3) подготовка к тестированию;
4) подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: изучение материалов правоприменительной и законотворческой практики, с их коллективным и индивидуальным рецензированием и обобщением, подготовка к деловым играм «Аргументация позиции обвинения», «Аргументация позиции защиты»;
5) подготовка к контрольной работе.
6) подготовка эссе.
Основная и дополнительная литература: 1 – 6, 13, 14, 15, 22, 24, 28, 34, 36, 44, 47, 48, 49, 50, 61, 62, 63, 108, 110, 116, 119, 121, 123, 125, 127, 132, 137, 139, 144, 148, 156, 166.
Тема 6. Тактика предупреждения и пресечения конфликтов в следственных группах в ходе совместной деятельности по уголовному преследованию.
Вопросы для самоподготовки:
§ Взаимодействие следователя с участниками уголовного судопроизводства, в процессуальную функцию которых входит либо доказывание, либо оказание содействия доказыванию (процессуальные основы и формы).
§ Понятие и тактика установления делового контакта.
§ Стратегия и тактика сочетания и разделения полномочий и сфер деятельности с гибкой координацией в ходе расследования.
§ Факторы, препятствующие нормальной деятельности следственно-оперативной бригады, и рекомендации по их устранению и нейтрализации.
§ Нравственно-психологические требования, предъявляемые к следователю-руководителю следственно-оперативной бригады, а также к следователю, производящему сложное процессуальное действие.
§ Демократические и авторитарные методы управления во взаимодействии с подчинёнными в ходе расследования преступлений. Критика деятельности подчинённых в следственной группе.
Задания:
1) конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) подготовка к опросу;
3) подготовка к тестированию;
4) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: подготовка к модельному процессу совместного планирования расследования в свете решения задач преодоления и нейтрализации противодействия;
5) подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1, 2, 3, 14, 16, 21, 32, 37, 42, 51, 53, 76, 77, 86, 94, 96. 98, 99, 117, 124, 145, 155, 160, 167, 168, 174.