Тема 5. Невербальные средства в деловом общении (2 часа)
Вопросы
1. Визуальные средства общения:
а) кинесика: мимика, взгляд, жест, поза, походка, осанка;
б) проксемика: зоны и дистанция деловой коммуникации.
2. Акустические средства общения – просодические (качество голоса, тембр, интонация, громкость, тональность) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, кашель, плач, вздохи, хлопанье).
3. Тактильные средства общения – такесика (рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй).
4. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).
Контрольные вопросы для выявления коммуникативной
Компетентности
1. Какие виды средств входят в группу невербальных?
2. Чем занимается кинесика?
3. Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы?
4. О чем «говорят» мимика и взгляд?
5. Каково значение позы в невербальном общении, о чем «говорят» сигналы тела?
6. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении?
7. О чем свидетельствует рукопожатие, какие его виды вы знаете?
8. Что относится к просодическим средствам невербальной коммуникации?
9. Какие бывают зоны и дистанции в деловом межличностном общении?
10. Каковы особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров?
5.3 Задание для СРС (2часа)
1. Выполните тесты:
1. К системе невербальной коммуникации относятся:
а) такесика;
б) кинесика;
в) паралингвистика;
г) письменное сообщение;
д) проксемика.
2. Во всех культурах есть свои сходные жесты. Какие из них относятся к
коммуникативным?
а) приветствия;
б) одобрения;
в) растерянности;
г) привлечения внимания.
3. Что изучает «кинесика»:
а) прикосновения в процессе общения;
б) внешнее проявление человека;
в) расположение собеседников в пространстве.
4. Какие виды жестов выделяют?
а) коммуникативные;
б) описательные;
в) выражающие оценку и отношение к ситуации;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
5. Как вы считаете, какой вид оценки является классическим?
а) скрещивание рук на груди;
б) прикрывание обеими руками рта;
в) подпирание шеки сжатыми в кулак пальцами.
6. Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сигналов зависит от:
а) возраста;
б) пола;
в) социального статуса;
г) типа темперамента;
д) национальности;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
7. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику. Это:
а) презрение;
б) интерес к собеседнику и его признание;
в) проявление подчеркнутого неуважения.
8. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:
а) превосходство;
б) партнерские отношения;
в) стремление к подчинению.
9. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте:
а) руки, скрещенные на груди;
б) указательный палец, вытянутый вдоль щеки, а остальные располагаются под подбородком;
в) прикрытие рта ладонью.
10. Какое состояние собеседника может характеризовать поза: напряжено выпрямленное туловище, ноги плотно стоящие на полу, взгляд отсутствующий?
а) отсутствие интереса;
б) отключение от проблем с демонстрацией внимательного слушателя;
в) недостаток уверенности.
11.Определяющим фактором дистанции между общающимися являются:
а) культурные различия;
б) социально- возрастные различия;
в) половые различия.
12. Установите позиции общающихся партнеров за столом в соответствии с характером делового общения.
Характер общения | Позиция |
1.Сопернический или оборонительный | А. Расположение по диагонали |
2. Кооперативное деловое взаимодействие | Б. Напротив друг друга |
3. Независимое общение | В. Угловая позиция |
4. Дружеское деловое взаимодействие | Г. По одному сторону стола |
13. Какой зоны общения не существует:
а) интимной;
б) общественной;
в) взаимовыгодной;
г) персональной.
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «язык тела», «кинесика», «визуальный контакт», «проксемика», «просодика», «экстралингвистика», «такесика».
3. Ситуация: Вы – руководитель. В деловой коммуникации при обсуждении позиций, касающихся решения проблемы, Вы обнаружили рассогласование поступающих от партнера вербальных и невербальных сигналов информации. Выражая словесно (вербально) готовность к компромиссному решению деловой проблемы, он бросает на Вас случайный презрительный взгляд. Какие сигналы - вербальные или невербальные, Вы изберете в качестве коммуникативных ориентиров в дальнейшем общении с ним? Что Вам следует предпринять для нейтрализации возникшего дискомфортного фона общения? Дайте обоснование своей коммуникационной ориентации.
4. Известно, что 85% людей строят свое впечатление о человеке на основе его внешнего облика (Панферов В.Н.). Подумайте, входите ли Вы в число таких людей? На что Вы обращаете внимание? Что позволяет Вам делать те или иные выводы? Часто ли Вы изменяете свое мнение о человеке после длительного с ним общения?
5. Проанализируйте свое невербальное поведение. Какие его элементы Вы используете чаще всего? От каких из них Вам хотелось бы избавиться? Чему бы еще Вы хотели научиться в этом плане?
6. Отреагируйте невербально на слова коллеги: «Нам всем дают премию за этот месяц».
Удивитесь словам вашего коллеги; обрадуетесь его словам; продемонстрируете незаинтересованность в этой информации; выразите восторг по поводу сообщенного Вам; выразите сомнение в том, что произойдет.
7. В транспорте, на улице, при общении с другими людьми обратите внимание на их позы, пластику, мимику, походку и т.д. Какие недостатки вы видите у них? Что бы вы могли им посоветовать в качестве имиджмейкера?
Тема 6. Этические основания и национально – культурные различия