Невербальные средства общения, их применение в управленческом общении.

Руководителю важно иметь высокий уровень визуально-психодиагностических способностей, то есть умений и навыков, позволяющих по внешним признакам людей «читать» их актуальное психическое состояние.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения — жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку.

Можно воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении.

Например, известно, что, если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста, и его форма становится более завуалированной — иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее...

Контролировать свои телодвижения человеку весьма сложно – именно поэтому тело считают «предателем», которое всегда выдает истинное состояние хозяина.

Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное.

Для нас источниками информации о собеседнике являются, прежде всего, лицо, мимика, жесты, позы, походка человека и др.

Первое и главное, что отражается на лице человека, в его мимике — это, эмоции. Было установлено, что существует семь основных эмоциональных выражений — конфигураций мимики: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес.

Иллюстрации

- Все ли люди одинаково выражают свои эмоции? Можно ли выучив трафарет читать эмоции человека?

Выяснилось, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью объясняют эти мимические конфигурации. При этом основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Иллюстрации

- Определите, какие эмоции отражены на лицах людей? Работа по вариантам.

То, как человек сидит при разговоре, показывает его отношение к другому, так же, как и к теме разговора. Люди обычно подаются вперед, когда они эмоционально вовлечены или заинтересованы. Они, как правило, отклоняются назад или отодвигаются, когда этого нет.

Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека.

Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.Руководителю любого уровня важно знать потенциально возможную информацию, которую жесты и позы могут передать.

Приведены, разумеется, лишь некоторые примеры важной невер­бальной информации, которая способствует более адекватному по­ниманию человека в конкретных ситуациях.

Искусство полного понимания бессловесных сообщений приоб­ретается в процессе обучения и по сложности сравнимо с приобрете­нием навыка беглости чтения на иностранном языке.

Любое собрание людей - отличное поле для такого «чтения». Особенно хорошо подходят для этого общественные и деловые встречи, на которых поляризуются позиции участников. Отношения людей, посещающих эти собрания, обычно так интенсивны, что у каждого «чувства на лбу написаны». Впрочем, нам даже не нужно выходить из дома, чтобы выполнить это «домашнее задание». Телевидение пред­ставляет прекрасную возможность для чтения жестов, особенно программы с интервью и дискуссиями. Попробуйте понять, что происходит, следя только за изображением. Каждые 5минут включайте звук, чтобы сравнить «речевое» сообщение и прочитанные вами жесты. Внимательно следите за согласованностью речи и жестовых групп.

Наши рекомендации