Тема 2. Вербальные и невербальные коммуникации в деловом общении.

Вербальные коммуникации. Функциональные стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль (или стиль художественной литературы).

Роль кинесических навыков в деловом общении. Мимические проявления, жесты и позы. Основные группы: открытые и закрытые, включающие и исключающие, авторитарные и демократические, гармоничные и дисгармоничные. Типология взглядов.

Целесообразность движений как элемент эффективного имиджа.

Проксемический фактор коммуникаций. Влияние дистанций (зон) общения и расположение партнеров друг относительно друга. Зоны общения: суперинтимная, интимная, личная, социальная, публичная.

Особенности восприятия и переработки информации в процессе коммуникации. Репрезентативные системы: визуальная, аудиальная и кинестетическая.

Тема 3. Правила составления и редактирования делового письма.

Значение и виды деловой переписки. Деловое письмо (письмо-запрос, сопроводительное, информационное, рекомендательное письмо, письмо-просьба, письмо-ответ и др.); телеграмма; телефонограмма; телефакс.

Подготовка к созданию делового документа.

Структура делового письма. Служебное письмо-запрос:обоснование необходимости запроса; содержание запроса; ожидаемый результат, если просьба будет выполнена. Сопроводительное письмо:сообщение о высылаемом материале; уточняющие сведения. Письмо-просьба:изложение причины, побудившей обратиться с просьбой; изложение просьбы; ожидаемый результат, если просьба будет удовлетворена; выражение готовности к дальнейшему сотрудничеству. Письмо-ответ(отказ в просьбе, отклонение предложения): повторение изложения просьбы; обоснование причины неудовлетворения просьбы; констатация отказа или отклонения предложения.

Правила составления делового письма. Редактирование текста официального документа.Совершенствование структуры документа. Методы обеспечения легкости чтения текста.

Типичные ошибки в текстах деловых писем.Синтаксические ошибки. Лексические ошибки.

Тема 4. Особенности коммуникаций с деловыми партнерами.

Условия эффективной коммуникации. Вербальные факторы, влияющие на эффективную коммуникацию. Факторы невербального поведения, влияющие на качество коммуникации:кинесическая лексика: пантомимика, жесты, мимика и контакт глаз; особенности речи: артикуляция, дикция, околоречевые особенности.

Техники ведения беседы. Основные способы ведения беседы: цитирование, упоминание о приятном, информирование, интересный рассказ. Приемыуправления коммуникацией с помощью утверждений: «Переход», «Трюизм», «Номинализация», «Переформирование», «Право без права выбора». Основные приемы активного слушания: «Эхо» (или, цитирование); «Уточнение»; «Резюме» (интерпретация); «Логическое следствие».

Переговоры с деловыми партнерами. Классификация переговоров в зависимости от стиля поведения: эгоистические, справедливые, компромиссные, приспособленческие, спасительные, светские, исследовательские, манипулятивные. Этапы подготовки к переговорам. Методы ведения переговоров:вариационный, интегративный, компромиссный, уравновешивающий. Процедура ведения переговоров. Стадии (этапы) переговорного процесса. Факторы, влияющие на успешность переговоров. Механизмы протекания отдельных стадий переговоров. Недостатки при ведении переговоров. Анализ результатов переговоров.

Презентация как форма коммуникаций с партнерами по бизнесу. Стадии организации и проведения презентации. Снятие личной напряженности. Планирование презентации. Разработка визуальных материалов. Подготовка помещения и оборудования к презентации. Проведение презентации.

III. Литература

Основная литература

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2004.

2. Зельдович Б.З. Деловое общение. - М., 2007.

3. Психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко. – М., 2005.

4. Ягер Джен Деловой протокол – стратегия личного успеха // Пер. с англ. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2003.

2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М., 2002.

3. Любимов А. НЛП: мастерство коммуникации. – СПБ., 2003.

4. Мрозов А.В. Деловая психология. – М., 2006.

5. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. – М, 2003.

6. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М., 1996.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.н/Д, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.psychology.ru - сайт о психологии, психологическая библиотека.

2. http://www.psycho.ru - психология и бизнес.

3. http://yurpsy.fatal.ru/index.htm - психологическая библиотека.

Наши рекомендации