Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

При общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимикапозволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Жестикуляциявыражает состояние человека,

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические.Особый интерес представляют символические жесты.Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления –ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы –пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер (например, кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился»).

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны.

29. Особенности публичной речи.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия.

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. В диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью, что сближает его с научным.

У публицистического стиля характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

30. Выбор темы и определение целевой установки.

Темы бывают: заданы и выбраны самостоятельно.

В первом случае учитываются события, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т.д.

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

– Выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора..

–уместную тему.

–соответствие интересам аудитории. учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.

Формулировка темы

-ясно, четко и по возможности кратко.

-разработка повестки заседаний, программ семинаров, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

- цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи – это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Доминирование цели над содержанием и формой речи.

Цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление.

Наши рекомендации