Проблема мотивации в школе К.Левина

Потребность – динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия.

Квазипотребность – некая напряжённая система (намерение), которая возникает в определённой ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремиться к разрядке (удовлетворению). Квазипотребность – социально обусловленная потребность, которая по своей природе не биологическая и не врождённая. Социальный, значит возникающий в данный момент в отличие от «истинных» устойчивых потребностей (например, потребность к труду). Чем сильнее квазипотребность, тем шире круг предметов, способных ее удовлетворить. Пример: девушка разговаривает по телефону, ей диктуют норме, и она срочно должны его записать; ищет то чем можно запистаь и на чем, в результате записывает губной помадой на стекле.

К. Левин не уделяет внимание содержанию потребности; важны динамические характеристики: сильная/слабая напряжённость, коммуникация с другими потребностями.

Опыты Зейгарник - Овсянкиной:

1. Квазипотребность. Даётся задание, отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию.

2. Лучше запоминается незавершенное. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. Лучше запоминаются те, которые были незавершены.

Проблема мотивации в школе К.Левина - student2.ru

К. Левин пришел к выводы, что если поведение человека определяется формирвоанием квазипотребности, то е влияние сказываеться и на других видах психологичсекой деятельности, например, на памяти. Пример: официант помнит невыполненный заказ, но не помнит уже оплаченный; это потому что у официанта нет квазипотребности запоминать то, что заказывали люди, которые уже уоходят.

Значит мнестическая деятельность (память) определяется не закрепившимися в прошлом ассоциациями, не количсетвом повторений, а наличием квазипотребностей.

При изменении цели улучшения воспроизведения незаврешенных действий не наступает. Т.е. раньше инструкция была такая: «перечислите те, задания, которые вы выполняли», теперь: «перечислите те, задания, которые вы выполняли, я хочу проверить вашу память». В таком случае коэффициент запоминания изменялся.

Проблема мотивации в школе К.Левина - student2.ru

В данном случае намерение выполнить незавершенные действия переставало существовать, возникала новая напряженная система (теперь необходимо вспомнить все задания, которые были проделаны).

При усталости закон лучшего восприятия незавершенных действий переставал работать.

Еще одна особенность эксперимента: были выявлены две группы испытуемых. «Честные» испытуемые были готовы делать то, что просит экспериментатор. «Деловые» испытуемые выполняли задание ради самого задания.

К.Левин считал, что намерение основывается на реальных потребностях. В случае честных испытуемых потребностью может служить желание понравится экспериментатору.

Феномен возвращения к прерванному действию и лучшему воспроизведению незавершённых действий послужило Левину доказательством того, что для природы наших психических процессов существенным является из динамика.

Динамическое состояние, напряжение являются решающим и детерминирующим фактором психической деятельности человека. У животных потребности и механизмы их удовлетворения зафиксированы. Способ же удовлетворения квазипотребности носит гибкий характер – разрядка может происходить разными способами.

Г.В. Биренбаум изучал забывание намерения. Эксперимент: испытуемым даются листы бумаги, на каждом нужно выполнить какое – то задание и подписать его.

Факторы влияющие на действенность намерения:

1) Значимость намерения;

2) Эмоциональная окрашенность намерения;

3) Степень связи намерения с основной деятельностью;

4) Наличная ситуация («психологическое поле»);

5) Личностные особенности.

Значимость намерения зависит от истинных потребностей, которые лежат в основе возникновения квазипотребности. Если намерение связано с основной деятельностью, то оно не забывается почти никогда. Если же, например, одним из заданий на листе было «оставить свою подпись», то большинство испытуемых забывали подпистаь этот лист, поскольку это были родственные действия. Но если же монограмма приобретала характер художественного выполнения, то испытуемые не забывали подпистаь этот лист.

Опыты по пресыщению (А.Карстен).

Свойства заданий: монотонность и неопределеность. Испытуемые должны были рисовать на бумаги одинаковые кружочки, сколько их нужно было рисовать не оговаривалось. на третьей строчке появлялись вариации (кружочки были немного другой формы, комбинации кружочков) - произошло насыщения, квазипотребность удовлетворена. После того, как произошло насыщение, валентность из положительной становится отрицательной, испытуемый начинает смотреть в окно, напевать песенку.

Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом, «жизненное пространство индивида». В это поле входят не те предметы, которые окружают субъекта, а те, о которых он думает. Этот термин получил распространение в гештальт-психологии и других, опирающихся на феноменологию направлениях психологии. При определении этого понятия вводится фактор времени (прошлое и будущее). Пример с заключенным: сбегает за несколько дней до освобождения. Квазипотребность, в данном случае, – желание свободы. Происходит стирание рамок между настоящим и будущим.

B=f (PE), где B – поведение, P – личность, E – окружение; PE – поле.

Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. Не все предметы обладают валентностью, некоторые могут терять валентность (личностный смысл, значимость). Валентность зависит от квазипотрбеностей, от прошлого опыта.

Левин указал на то, что предметы вокруг нас обладают определённой эмоциональной окраской (валентностью), побуждают нас совершать какую-либо деятельность. В результате возникает полевое (полезависимое) поведение. Эксперименты К. Левина: испытуемых оставляли в комнате с множеством различных вещей и просили подождать некоторое время, они ходили осматривали пердметы, например, звонили в колокольчик.

В психологическом поле разворачивается мотивационный конфликт:

· Стремление – стремление (Буриданов осёл).

· Стремление – избегание (выбор между тем, что хочется итем, что нужно).

· Избегание – избегание (между двумя в равной мере непривлекательными объектами: например, готовиться к контрольной или делать уборку).

Волевое действие – это такое действие, которое совершается не под влияние поля. Для волевого, намеренного действия важно возникновение «душевных сил напряжения», которые в силу их родства с настоящими потребностями Левин обозначил как квазипотребности.

Опыт с патефоном и танцами: человека приводили в комнату, где танцевали. Ему предлагалось пригласить какую – нибудь девушку потанцевать, при этом его предупреждали, что за ним будут наблюдать. Часть испытуемых смогли встать «над полем» и выполняить намеренное, опосредованное действие и потанцевтаь с девушкой. Часть – танцевали, но очень робели, постоянно наступали девушке на ноги, они подчинялись власти «поля», не могли совершить намеренного, волевого действия. И последняя группа испытуемых отказывались от участия в эксперименте.

Опыт с едой: аналогично предыдущему. Испытуемых приводили в комнату, где был накрыт большой стол со всяческими блюдами, им предлагали поеать, но предупреждали, что будут за ними наблюдать. Одна группа отказывалась, другая – начинала етсь, но чувствоваала себя очень неуверенно, третья – под предлогом «а где я еще так поем» принималась за еду.

Исследования уровня притязаний Т.Дембо и другими в школе К. Левина.

Когнитивный диссонанс.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Основа теории – теория поля Курта Левина.

Когниция – существующее у человека представление о чём-то, единица анализа психического, представление о своём поступке, представление о своей эмоции, какие-то знания о происходящем в мире.

Фестингер представлял душевную жизнь человека как стремящуюся к согласованности, к равновесию, к балансу, чтобы вот эти все когниции согласовывались друг с другом и не противоречили друг другу. Если человек замечает противоречие, то оно выступает мотивирующей, побуждающей силой. Здесь мотив не приходит из глубин организма, как у Фрейда, здесь мотивирует рассогласованность познания, если она замечена человеком. Рассогласование между когнициями и называется когнитивным диссонансом.

Диссонанс – расхождение, рассогласование между когнициями; негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологическими противоречивыми знаниями, мнениями, ценностями, намерениями и т.д. относительно одного и того же объекта.

Например, человек созвав гостей может выступать с речью о правильном воспитании ребёнка и говорить, что дети должны быть хорошо воспитаны – они не должны шуметь, мешать, особенно когда зовёшь гостей, они не должны отвлекать на себя внимание. В это время его собственные дети бегают по дому с криками, хулиганят и мешают остальным гостям. Но он может этого не замечать – этого противоречия – тогда диссонанса не будет. А вот если он заметит это противоречие – то это послужит стимулом, мотивом, детерминантой к дальнейшим действиям, будет побуждать это рассогласование. Чем больше это рассогласование, тем больше диссонанс. Чем больше диссонанс, тем сильнее стремление избавиться от этого диссонанса. Обязательные представления о мире у одного и того же человека могут выступать в противоречие друг с другом, могут возникать логические противоречия. Возникают противоречия того, что происходит с тем, что человек знает.

Когда диссонанс возникает, человек стремится редуцировтаь его.

Механизм редукции диссонанса (курение – угроза рака легких):

· Изменение действия (бросить курить)

· Включение новых знаний («у многих курильщиков отменное здоровье»)

· Изменение ценности (либо увеличить ценность курения, либо уменьшить угрозу рака)

Человек очень часто в современной жизни оказывается в ситуации выбора. Например, он приходит в магазин и выбирает – эту машину ему купить или другую. Девушка выступает между двумя поклонниками – за кого выйти замуж. Эта ситуация, когда происходит выбор между примерно равными позициями – она обязательно ведёт к когнитивному диссонансу. Если бы одно было заведомо хорошее, а другое заведомо плохое, то особых мук бы не было бы, и диссонанса бы не было бы. Когда действительно выбор, то предполагается, что у каждого из выбираемых объектов – есть что – то хорошее и что – то плохое. После того как выбор совершён наступает зачастую эффект сожаления.

Пример 1: Человек, выбравший эту марку машины, обнаруживает, что она красива и престижна, но она при этом ест много бензина, и её трудно чинить. А тот вариант, от которого он отказался, эту машину купил сосед, и она ест мало бензина, и её легко чинить.

Пример 2: Девушка вышла замуж за одного поклонника, а за отвергнутого вышла замуж её подруга и, оказалось, что он очень хороший муж и отец, и тогда возникает когнитивный диссонанс.

Как уменьшить эффект сожаления? Путем добавлением некоторых когниций – например, о своих эмоциях, и девушка говорит : «Он хороший муж и прекрасный отец, но зато я люблю своего мужа».

Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии (модель каузальной атрибуции Вайнера, теория выученной беспомощности Селигмана, модель Двек, теория самоэффективности А.Бандуры).

Теория каузальной атрибуции Бернарда Вайнера

Атрибуция – приписывание, кауза – причина. Как человек приписывает причины своего успеха и неуспеха и чему. Этой теории предшествовало открытие феномена или явления локуса – контроля – это установка человека приписывать ответственность за происходящее либо себе, либо внешним обстоятельствам.

Основания для приписывания причин:

1) Локус контроля: внешний или экстернальный (когда человек ответственность приписывает внешним обстоятельствам) и в нутренний или интернальный (человек видит причины своих успехов и неудач в себе самом). Вайнер говорил, что приписывание причин происходит по нескольким основаниям. Человек может эти причины приписывать событиям внешним или событиям внутренним. Например, «я получил хорошую оценку на экзамене, потому что я хорошо подготовился» – внутренняя причина или «я получил хорошую оценку на экзамене, потому что мне просто повезло (товарищ помог и др.)» –приписывание внешним обстоятельствам.

2) Основание для приписывания причин– стабильное во времени (причины, которые существуют постоянно: например, усердие или лень – как черты личности) или нестабильное во времени (например, состояния в данный момент: старался или не старался, оказали помощь или не оказали помощь).

3) Контролируемость или неконтролируемость причин успеха или неуспеха. Насколько может человек контролировать причины своего успеха или неуспеха, потому что некоторые причины того или иного успешного или неуспешного действия могут не подчиняться контролю.

Таким образом, происходит оценка того, почему я потерпел неудачу или почему у меня здесь был успех. В зависимости от этого человек будет уже прогнозировать будущие успехи и неуспехи и в зависимости от этого он будет выбирать и ставить себе определённые цели, усердно или неусердно добиваться этих целей. Минусом этой теории мотиваций является то, что люди могут по-разному понимать причину. Некоторые считают, что способности стабильны, а другие считают, что способности нестабильны – они развиваются – как считают отечественные психологи. Он будет способности считать причиной контролируемой и стабильной. Бывают и другие типы атрибуции, которые здесь никак не отмечены и т.д. Здесь когнитивный фактор влияет на побуждение. В конце концов, что человек выберет в следующий момент, какую задачу он себе поставит, зависит именно от того, как представляет себе причины произошедшего.

Наши рекомендации