Проблема побуждения и регуляции деятельности: понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация.

Активная длительная и избирательная направленность поведения составляет сущность явления, определяемого как мотивация. мотивация является одновременно источником активности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, поведения понимается как направленная активность. Эти два аспекта - динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации.

Мотивационное поведение характеризуется следующими признаками:

1. энергичность. Воздействие мотивации пропорционально количеству расходуемой энергии.

2. Настойчивость. Мотивированный индивид с трудом прекращает свою деятельность.

3. Изменчивость. Человек упорно продолжает свои усилия, чтобы достичь у спеха не повторяя одно и то же действие..

Три класса мотивирующих факторов:

1. Биологические влечения ( наиболее простые формы мобилизации энергии возникают как следствие определенных биологических потребностей)

2. Эмоции ( отличаются от биологических прежде всего тем, обусловлены внешними \, а не биологичсекими ситуациями)

3. Интересы и ценности.

Мотивация формируется развивается в процессе деятельности.

Потребности – состояние объективной необходимости (нужды). Главная характеристика потребностей их предметность. Собственно потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Другую важнейшую характеристику потребностей состовялет их динамика : их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасатьи воспроизводиться вновь. Отражение субъектом динамики своих потребностей имеет и кроме сигнальной функции, отражения внешней действительности,, опережающую функцию внутреннего регулирования.

Потребность сама по себе – негативное состояние, состояние нужды, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом, своего опредмечивания.


Потребность – более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Примеры некоторых потребностей: голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество. Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности.

Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Пирамида потребностей Маслоу:

Проблема побуждения и регуляции деятельности: понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация. - student2.ru

Снизу вверх: физиологические (еда, сон, сексуальная потр), безопасность (уверенность, избавление от неудач, защищенности), принадлежности и любви, уважение (признание), познавательные, эстетические (гармония, порядок, красота), самоактуализация

Сравнительный анализ теории потребностей Маслоу и теории Альдерфера

Теория пирамиды Маслоу - 1943 г. Модифицированный - 1954 - мотивация личности. Снизу вверх: физиологические (еда, сон, сексуальная потр), безопасность (уверенность, избавление от неудач, защищенности), принадлежности и любви, уважение (признание), познавательные, эстетические (гармония, порядок, красота), самоактуализация

Модиф: базовые - 1,2, любовь уважение -3, другие -4, самоактуализация -5.

Теория ERG Т.К. Альдерфера (у него вдругом порядке): 1) экзистенциональная потребность (existance); 2) социальные потребности (relatedness) - в соц связях; 3) в развитии (growth). Если блокируется одна потребность, то активируется другая в качестве компенсаторного механизма. Принципиальное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу заключается в том, что у Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх (переход к высшим потребностям осуществляется только после удовлетворения низших), тогда как Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны (вверх и вниз). В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, и внимание человека переключаются на этот уровень. Потребности существования, связи, роста.


Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

Мотив - опредмеченная потребность

Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Мотив трактуется как осознанное (сознательное) побуждение для определенного действия, ставшего непосредственной причиной действий человека. Между тем мотивы, так же как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности, что признают и зарубежные, и отечественные исследователи мотивации.

Классификация мотивов:
- мотивы-стимулы( т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции)
- смыслообразующие мотивы или мотивы-цели (тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл)
Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, моти-вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Виды мотивов:

МОТИВ ВЕДУЩИЙ – главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности.
МОТИВ ВЛАСТИ – устойчивая черта личностная, выражающая потребность субъекта в обладании властью над другими людьми, – стремление господствовать, распоряжаться, управлять.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (мотив достижения успеха) – потребность добиваться успехов в разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву избегания неудачи.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ (мотив избегания неудачи) – стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, – особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву достижения успеха.
МОТИВ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ – этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых, и до определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым. Работа по осознанию собственных мотивов и очень важна, и очень трудна и требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это – специальная деятельность, имеющая свой мотив – самопознание и нравственное самоусовершенствование. Мотивы неосознаваемые все же появляются в сознании, но в особых формах. Их по крайней мере две: эмоции и смыслы личностные. При этом в смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий. Мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы.
МОТИВ ОСОЗНАВАЕМЫЙ (мотив-цель) – примеры таковых – большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. Это – мотивы-цели. Их существование характерно для зрелой личности.
МОТИВ ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ – мотив поведения, содержащий выраженное и осознанное стремление делать добро.
МОТИВ-СТИМУЛ – второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют эту деятельность.

МОТИВ САМОРАЗВИТИЯ – полная реализация своих способностей по Масло; человек держится за прошлое, чтобы сохранить своё «я» и оставаться в безопасности. Страх риска и угрозы потери сдерживают на пути к развитию.

МОТИВ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ – идентификация с авторитетом или обществом;
МОТИВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ – желание утвердиться в социуме, ЧСВ, честолюбие; цель – признание; мотив престижа, поддержание своего статуса, необходимость – личностный рост.


Мотивация(понятие является производным от мотива) – совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов поведения людей и животных. В структуру мотивации входят мотивирующие факторы. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения эти факторы могут делиться на три относительно самостоятельных класса:
Мотивирующие факторы первого класса(потребности и инстинкты) являются источниками активности. Их анализ дает ответ на вопрос о том, почему организм приходит в состояние активности.
Мотивирующие факторы второго классаопределяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения.
Мотивирующие факторы третьего класса– это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения.

МОТИВАЦИЯ — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение, а так же обусловливающих субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.

Такое рассмотрение процесса носит условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для пояснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, необходима и достаточна модель, приведенная ниже.

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в том, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

Если потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что он должен делать, какими средствами и чего добиться, что получить для удовлетворения потребности. На данной стадии должны быть найдены ответы на такие вопросы:

- что я должен получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен сделать, чтобы получить желаемое;

- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для выполнения действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществленные действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снижения напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Виды мотивации:

1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.

2. Внутренняя мотивация - связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

· внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;

· если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;

· при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;

· рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Наши рекомендации