Проблема формирования мотивации учения школьников. Проблемное обучение как эффективный способ повышения мотивации учения на уроках истории.

(ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

Основой всей воспитательной работы должно быть формирование у учащихся нужной мотивации.Поэтому необходимо разобраться в том, что такое мотивация и мотивы, какие мотивы нужно формировать у учащихся, как их форми­ровать и какие возможности в этом есть у проблемного обучения.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности.

§1.2 Виды мотивов учения

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;

2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

· широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;

· учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

· мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т.д.

Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:

1. широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3. социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

§1.3 Роль целей, эмоций и интересов школьников в мотивации учения.

Наличие мотивов обычно бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы. Значит, наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера учения включает и цели.

Постановка целей - это характеристика специфически человеческого поведения.

Цель - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Мотив создаёт установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действия. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.

Какие же именно стороны процесса целеполагания должны быть представлены в мотивационной сфере учения, и каким умениям соответственно желательно обучить школьника?

· Отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека гуманистического общества.

· Самостоятельной постановке (образованию) целей, в связи с этим - умению мысленно представлять себе цель до начала действия, осознанию цели, её формулированию.

· Определению реальности, достижимости цели, соотнесению целей со своими возможностями и замене нереальных целей реальными. Здесь трудности выбираемой цели соответствуют уровню притязаний, самооценке школьников.

· Определению последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществлять цели только в определённом порядке, определению главных и второстепенных целей.

· Постановке гибких целей, т.е. изменению целей в зависимости от ситуации, обстановки.

· Постановке перспективных целей, т.е. целей, выходящих за пределы данной ситуации (целей, связанных с будущей профессией и т.д.), предвидению последствий достижения своих целей (последствий своих поступков).

· Постановке нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (в видах учения, близких к творчеству) и т.д.

Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересовшкольников. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и её мотивационной сфере.

§2.1 Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

Все выше перечисленные сведения необходимы учителю для решения его главной задачи - воспитания мотивации. Сформулируем те психологические требования, которым она должна удовлетворять.

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников:

- При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития (в данном возрасте) и далёких перспектив её развития (в последующем возрасте).

- Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком.

Новый тип отношения к изучаемому объекту выступает как познавательная активность школьника. Познавательной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

Новый тип отношения к другому человеку выступает как социальная активность. Социальной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов; цели, обслуживающие эти социальные мотивы; эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.


На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемноеобучение»: «Проблемноеобучение– это тип развивающегообучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, система методов построена с учетом принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения.

§2.2 Формирование познавательной активности школьников в процессе учения. (по этим направлениям обосновать возможности проблемного обучения)

Применение современных методов проблемного обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждение разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, развивается интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников, что лежит в основе мотивации учения. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссией, что повышает мотивацию к самообразованию, мотивацию стремления к компетентности.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников.

А был ли царь? Эвристическая беседа

§2.3 Формирование социальной активности школьников в процессе учения.

Для формирования социальных мотивов учения школьников важным является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели (задачи) совместной работы и обсуждение её вариантов членам группы, поиск способов выполнения этой общей работы и сопоставление разных способов её контроля, предлагаемых членами группы, потребность и желание получить оценку от других членов группы, что также предполагается в проблемном обучении.

Участие в коллективной и групповой работе улучшает учебную деятельность и повышает мотивацию слабоуспевающих учеников. Через групповую работу учитель может управлять развитием личностных взаимоотношений внутри группы и тем самым социальных мотивов. Таким образом, можно говорить о существенном влиянии коллективной и групповой учебной работы на все виды социальной мотивации.

Была ли смута первой гражданской войной в России? исследовательский

Виды ПО

  1. Проблемное изложение (факты без объяснения)
  2. Эвристическая беседа (диалоговая ф. общения, проблема расчленяется на составные части и решается последовательно совместными усилиями. Нужна интуиция, прозрение)
  3. Исследовательский

Билет 20.

Механизмы и факторы приобретения человеком социокультурного опыта. Возрастные особенности социализации и их учет в воспитании. Проблема формирование идентичности как основная цель исторического образования.

(ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

Социализация личности

Социализация –это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, которая начинается в рождения. Выделяется три сферы, в которой осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Деятельность: Освоение индивидов новой деятельности. + процессы:

  1. ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.
  2. центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей.
  3. это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задаёт этот процесс.

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Наши рекомендации