Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе

План:

1. Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе.

2. Компоненты психологической готовности к школе.

4. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности.

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе.

Проблема психологической готовности к школе остаётся актуальной среди исследователей различных специальностей. Поступление в первый класс связано со сменой

-социальной ситуации развития;

- ведущего вида деятельности.

Ребёнку приходится адаптироваться в непростых для него условиях. Если он будет готов к школе, то процесс адаптации пройдёт безболезненно. Готовность к школе - состояние, при котором ребёнок созрел для школьного обучения.

Готовность к школе бывает:

-физической

Физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления;

-специальная- подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы ( к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счёта и т.д.).;

-психологической (школьная зрелость)

Под школьной зрелостью или психологической готовностью к школе понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
2. Компоненты психологической готовности к школе.

-личностная готовность;

- волевая готовность;

-интеллектуальная готовность;

-социальная.

Личностная готовность подразумевает:

1.Определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения. В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Были выделены две группы мотивов учения:

- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;

- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

2. Адекватную самооценку своих способностей, деятельности, ее результатов. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Волевая готовность подразумевает: (Д. Б. Эльконин) произвольную регуляцию действий:

· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· умение ориентироваться на заданную систему требований;

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти умения отражают уровень актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе. Но дело в том, что этот уровень произвольного поведения проявляется только в определенных условиях, а именно при соответствующей мотивации — игровой или учебной. Произвольное поведение резко улучшается с изменением мотивации, когда ребенок сам хочет добиться того, что от него требуется.

Интеллектуальная готовность подразумевает: уровень развития познавательных психических процессов + познавательный интерес

  • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
  • концентрация внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки.

Социальная готовность подразумевает:(Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова) потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Отношение к учителю. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Наши рекомендации