Левое полушарие
Предпочитает последовательности, выделяет детали, стремится к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику/слова, сосредоточено на времени.
У большинства людей полушария работают именно так, но встречаются обратные исключения. Для эффективности обучения следует с учетом состава группы и изучаемой темы по мере необходимости активизировать обе части мозга.
Специфика использования полушарий отражается и на физиологии. Каждый человек, как правило, преимущественно пользуется каким-нибудь одним глазом. Люди по-разному распределяют вес и соответственно выбирают позу. Простой способ проверить это — встать на пару напольных весов одновременно и посмотреть, одинаковы ли их показания. Часто они отличаются более чем на шесть килограммов. Это объясняется не расположением органов, а предпочтением в использовании правой или левой половины тела для выполнения определенных функций (см. раздел 2.1 «Поддержание позитивного состояния»).
В основном люди принимают позы и двигаются не задумываясь. Так неосознанно вырабатывается индивидуальный стереотип. НЛП и другие дисциплины, например техники Александера, Фельденкрайста, Рольфа, предлагают эффективные методы преодоления привычек и развития гибкости тела.
Нередко такие задачи приходится решать во время тренинга, так как у многих обучающихся на основе функциональных особенностей мозга уже сложились паттерны обучения. Как правило, они вошли в привычку и не осознаются, поэтому, чтобы добиться изменений, тренеру потребуется максимум гибкости. Кроме того, необходимо учитывать, что для обучающегося это может быть довольно сложно и непонятно.
Поскольку на Западе все основано на общении, а значит речи, которую обычно контролирует левое полушарие, значение правого полушария многие годы игнорировалось. Так, например, самым страшным последствием паралича до сих пор считается потеря способности говорить.
Доминирование левого или правого полушария проявляется с возрастом и по мере обучения, а изначально каждый человек, особенно в-раннем детстве, использует оба полушария. Обучение чаще всего основано на активизации функций левого полушария. Тип информации и способ ее подачи закрепили его доминирование и выработали у человечества подозрительное отношение к «интуитивному» правому. Иными словами, со временем мы учимся полагаться на логику и анализ, а не на интуицию, то есть доверять разуму, а не сердцу. Сегодня во многих организациях в Великобритании и по всему миру постепенно начинают понимать это и пытаются «вернуть» менеджеров к пра-вополушарным навыкам.
Интересно, что оба полушария способны делать открытия. На первый взгляд кажется, что инициатива принадлежит правому полушарию, а левое выступает как исполнитель, хотя столь же вероятны открытия на основе логики, дедукции, анализа и умозаключений. Левое полушарие может стать «первооткрывателем», когда правополушар-ный человек оказывается в незнакомой ситуации или сталкивается с новой проблемой.
При традиционном обучении левополушарные люди склонны к математике, научным и техническим дисциплинам; правополушарные — к дизайну, музыке и художественному творчеству. Другие предметы не пользуются предпочтением у тех или других, например история, так как она основана на фактах и их хронологии и в то же время связана с воображением.
В равной степени это относится к выбору профессии, хотя не стоит абсолютизировать подобный подход. Вот характерное распределение профессий соответственно доминирующему полушарию:
Правое полушарие — дизайнер, фотограф, архитектор, артист. Левое полушарие — программист, бухгалтер, инженер, адвокат.
Разработка и проведение программ тренинга с учетом специфики полушарий является одним из признаков мастерства тренера. Распределению функций головного мозга следует уделять внимание при составлении объявлений о приеме на работу, чтобы привлечь профессионалов, а также при формулировании вопросов во время беседы с кандидатами.
Некоторые техники рассчитаны на «подключение» обоих полушарий. Одна из них — разработанная Тони Бузаном техника майндмэп-пинга.
Принципиальная схема майндмэппинга:
– возьмите лист бумаги и напишите посередине название темы;
– произвольно проведите линию из центра и дайте ей название;
– все слова должны находиться на линиях, а линии должны быть связаны друг с другом;
– делайте записи, не заботясь об аккуратности;
– закончив, проверьте, соединены ли все линии;
– используйте разные цвета для основных линии;
– не ограничивайте выбор формы, символов, цвета и т. д.
Преимущества майндмэппинга:
– точное выявление основной идеи;
– определение наиболее важных идей (они будут ближе к центру);
– простота внесения дополнений;
– отчетливая картина изменений.
Майндмэппинг включает элементы ассоциативного мышления и мозгового штурма, свойственные правому полушарию, а также логику, последовательность, планирование, присущие левому. Такой комплексный подход позволяет оптимизировать деятельность головного мозга в целом.
К техникам, «задействующим» оба полушария мозга и описанным в этой книге, относятся визуализация, подстройка к будущему и яко-рение.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Левое полушарие склонно к логике и расчету.
Правое полушарие более креативно и интуитивно.
В целях эффективного обучения необходимо «обращаться» к обоим полушариям.
В мозгу одновременно протекают различные процессы.
Активирующие упражнения способствуют повышению эффективности работы мозга.
Разнообразие материала и техник помогает раскрыть все потенциальные возможности мозга.
Язык отражает деятельность мозга и влияет на нее.
Внутренний диалог способствует эффективности обучения.
Определенные реакции мозга можно программировать.
У большинства обучающихся одно из полушарий мозга является доминирующим.
Традиционная система обучения рассчитана в основном на левое полушарие.
Майндмэппинг эффективен, поскольку воздействует на оба полушария.
Тренеры должны осознавать собственные «полушарные предпочтения».
УПРАЖНЕНИЕ
1. Тренируйтесь в анализе, подготовке и проведении тренинга, основываясь на функциях обоих полушарий головного мозга.
2. Упражняйтесь в обнаружении признаков доминирования правого и левого полушарий у конкретных людей, представителей определенных профессий, организаций, в группе.
3. Подбирайте материалы для тренинга и используйте средства языка с учетом функций полушарий мозга.
4. Применяйте эти навыки и вне занятий.
Тренеру следует оценить и учитывать в работе сравнительную активность полушарий собственного мозга. Как правополушарный тренер, стремящийся к логически выверенному, структурированному и последовательному тренингу, так и «интуитивный», предпочитающий целостный, живой тип тренинга, должны соотнести свои возможности и преимущества с потребностями группы и выяснить их потенциальное влияние на обучающихся.