Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы
рование); создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов.
То, что человек становится объектом применения генной технологии, уже сегодня является свершившимся фактом. При этом некоторые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена: все, что они хотят осуществить, они могут и должны делать. Однако если перестройка генома взрослого индивида по медицинским показаниям или по его желанию полностью приемлема в этическом отношении, то совершенно иная ситуация возникает при изменении генома зародышевых клеток, так как: 1) эта деятельность может быть квалифицирована как проведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально; 2) если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то аналогичное действие в случае неудачно завершившегося эксперимента с геномом человека уже невозможно; 3) если допущенные при конструировании машины просчеты ограничиваются единичным объектом, то ошибочно сконструированный геном способен к распространению (передаче потомству); 4) характер взаимодействия «новых» генов с геномом в целом все еще изучен недостаточно, и перестройка генов зародышевых клеток может приводить к непредсказуемым последствиям. Поэтому научное «любопытство», удовлетворяемое любой ценой, опасно, оно трудно совместимо с гуманистической природой этики. Следует контролировать научные знания и интересы, причем этический контроль над биотехнологией должен быть открытым и междисциплинарным.
В частности, мы должны помнить о том, что новые сконструированные организмы, попавшие в нашу среду обитания, будут принципиально отличаться от тех вредных веществ, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые будут намного опаснее. Поэтому особенно ответственно надо отнестись к возможности генетики в будущем синтезировать неизвестные ранее гены и встраивать их в уже существующие организмы.
В этих условиях сами специалисты по генной инженерии вряд ли могут решать, какие возможности развития новых направлений исследований должны быть поддержаны, а какие — нет. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет об экспериментах над человеком или о внедрении сконструированных организмов в естественную среду. Над этими вопросами должны работать люди разных профессий и общественных групп, свободные от догматизма и идеологической предвзято-
сти. Запретов здесь быть не должно, но работу надо контролировать, и не только со стороны самих ученых: ведь речь идет о вмешательстве в жизнь и судьбу человека.
Не менее, если не более значимые моральные проблемы порождаются успехами клонирования.Благополучное появление на свет и нормальное развитие овечки Долли, а затем и обезьянки Тетры заставляют не только радоваться торжеству человеческого гения, но и выражать определенное беспокойство, особенно если речь идет о клонировании человека.
Сторонники клонирования видят в нем прежде всего способ размножения, которым могут воспользоваться люди, в силу каких-либо причин не имеющие возможности по-иному воспроизвести свои гены и получить в результате родного им ребенка. И вообще, считают они, разгаданную тайну природы ни закрыть, ни отменить нельзя. Что же касается использования ее в аморальных, безнравственных целях, то нельзя быть застрахованным от этого, и поэтому речь должна идти лишь о постоянном этическом контроле над подобными исследованиями.
Несмотря на эти аргументы, Международная комиссия по биоэтике объявила в свое время мораторий на пять лет на проведение экспериментов по клонированию человека. Американские ученые приняли декларацию «Нет — клонированию человека». Считает, что «клонирование человека — это авантюра», и директор Института молекулярной генетики АН Российской Федерации Е. Свердлов.
Мотивация этих запретов связана прежде всего с высоким процентом неудач — повреждений эмбрионов и мертворождений, из-за чего недопустимо было переносить эксперимент на людей, подвергая потенциальных родителей стрессам и разочарованиям. Этическая проблема заключается, кроме того, в том, что результатом клонирования будет, строго говоря, не ребенок своих родителей, а однояйцевый близнец отца или матери, что в свою очередь породит новые этические и правовые проблемы. Существует также опасность злоупотреблений и спекуляций на несчастье бездетных людей, что может скомпрометировать саму идею и научный поиск.
Однако даже противники клонирования человека не разделяют опасений фантастов о возможности воспроизведения полчищ одинаковых биороботов с абсолютно идентичным интеллектом, поведе-
Ш______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения_________
нием, программой самореализации. Человеческий индивид — это не только биологический материал, но и результат воздействия семейной, социальной и культурной среды, это, наконец, определенные моральные установки, которые невозможно повторить и воспроизвести абсолютно точно.
Скажем, гены Аркадия Гайдара сложились таким образом, что это привело к появлению романтического красного командира-головореза, жаждавшего переустройства мира, а после окончания гражданской войны ставшего талантливым детским писателем. Эти же гены в другое время воспроизвели его внука, Егора Гайдара — интеллигентного кабинетного ученого, который, в отличие от деда, вряд ли сможет найти общий язык с таким количеством последователей и почитателей. Поэтому и опасения по поводу дублирования таких зловещих фигур, как Сталин, Гитлер или Чикатило, безосновательны, так как для этого нужны определенные социальные условия, а не только определенный набор генов.
Кроме того, следует различать клонирование человека как самостоятельной особи и так называемое «терапевтическое клонирование» — клонирование клеток и органов человеческого организма, необходимых для замены их больных аналогов. Поэтому в любом случае задача биомедицинской этики — не запрещать и не налагать моратории на новые и старые биотехнологии, а способствовать их развитию и нравственному использованию. Ведь запретить, например, терапевтическое клонирование или работу по созданию трансгенных животных — значит не только остановить целое научное направление, но и в будущем покупать плоды научных достижений у тех, кто идет впереди.
Кстати, в январе 2001 г. палата лордов Великобритании приняла решение о разрешении клонирования эмбриона человека с целью выращивания органов, необходимых в дальнейшем для трансплантации. Этические комментарии, как говорится, излишни, поскольку обсуждать данный вопрос post factum не имеет смысла. Однако дать моральную оценку этому эксперименту как преждевременному, опасному и, мягко говоря, негуманному, мы можем.