Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы




Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru рование); создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов.

То, что человек становится объектом применения генной техно­логии, уже сегодня является свершившимся фактом. При этом не­которые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена: все, что они хотят осуществить, они могут и долж­ны делать. Однако если перестройка генома взрослого индивида по медицинским показаниям или по его желанию полностью приемле­ма в этическом отношении, то совершенно иная ситуация возникает при изменении генома зародышевых клеток, так как: 1) эта деятель­ность может быть квалифицирована как проведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально; 2) если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то анало­гичное действие в случае неудачно завершившегося эксперимента с геномом человека уже невозможно; 3) если допущенные при кон­струировании машины просчеты ограничиваются единичным объек­том, то ошибочно сконструированный геном способен к распростра­нению (передаче потомству); 4) характер взаимодействия «новых» генов с геномом в целом все еще изучен недостаточно, и перестрой­ка генов зародышевых клеток может приводить к непредсказуемым последствиям. Поэтому научное «любопытство», удовлетворяемое любой ценой, опасно, оно трудно совместимо с гуманистической при­родой этики. Следует контролировать научные знания и интересы, причем этический контроль над биотехнологией должен быть от­крытым и междисциплинарным.

В частности, мы должны помнить о том, что новые сконструированные организмы, попавшие в нашу среду обитания, будут принципиально от­личаться от тех вредных веществ, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые будут намного опаснее. Поэтому особенно от­ветственно надо отнестись к возможности генетики в будущем синтези­ровать неизвестные ранее гены и встраивать их в уже существующие организмы.

В этих условиях сами специалисты по генной инженерии вряд ли могут решать, какие возможности развития новых направлений иссле­дований должны быть поддержаны, а какие — нет. Особенно это касает­ся тех случаев, когда речь идет об экспериментах над человеком или о внедрении сконструированных организмов в естественную среду. Над этими вопросами должны работать люди разных профессий и обще­ственных групп, свободные от догматизма и идеологической предвзято-

сти. Запретов здесь быть не должно, но работу надо контролировать, и не только со стороны самих ученых: ведь речь идет о вмешательстве в жизнь и судьбу человека.

Не менее, если не более значимые моральные проблемы порож­даются успехами клонирования.Благополучное появление на свет и нормальное развитие овечки Долли, а затем и обезьянки Тетры заставляют не только радоваться торжеству человеческого гения, но и выражать определенное беспокойство, особенно если речь идет о клонировании человека.

Сторонники клонирования видят в нем прежде всего способ раз­множения, которым могут воспользоваться люди, в силу каких-либо причин не имеющие возможности по-иному воспроизвести свои гены и получить в результате родного им ребенка. И вообще, считают они, разгаданную тайну природы ни закрыть, ни отменить нельзя. Что же касается использования ее в аморальных, безнравственных целях, то нельзя быть застрахованным от этого, и поэтому речь дол­жна идти лишь о постоянном этическом контроле над подобными исследованиями.

Несмотря на эти аргументы, Международная комиссия по биоэтике объя­вила в свое время мораторий на пять лет на проведение экспериментов по клонированию человека. Американские ученые приняли деклара­цию «Нет — клонированию человека». Считает, что «клонирование че­ловека — это авантюра», и директор Института молекулярной генетики АН Российской Федерации Е. Свердлов.

Мотивация этих запретов связана прежде всего с высоким про­центом неудач — повреждений эмбрионов и мертворождений, из-за чего недопустимо было переносить эксперимент на людей, подвер­гая потенциальных родителей стрессам и разочарованиям. Этичес­кая проблема заключается, кроме того, в том, что результатом клони­рования будет, строго говоря, не ребенок своих родителей, а однояй­цевый близнец отца или матери, что в свою очередь породит новые этические и правовые проблемы. Существует также опасность зло­употреблений и спекуляций на несчастье бездетных людей, что мо­жет скомпрометировать саму идею и научный поиск.

Однако даже противники клонирования человека не разделяют опасений фантастов о возможности воспроизведения полчищ оди­наковых биороботов с абсолютно идентичным интеллектом, поведе-

Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы - student2.ru Ш______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения_________

нием, программой самореализации. Человеческий индивид — это не только биологический материал, но и результат воздействия семей­ной, социальной и культурной среды, это, наконец, определенные моральные установки, которые невозможно повторить и воспроиз­вести абсолютно точно.

Скажем, гены Аркадия Гайдара сложились таким образом, что это при­вело к появлению романтического красного командира-головореза, жаж­давшего переустройства мира, а после окончания гражданской войны ставшего талантливым детским писателем. Эти же гены в другое время воспроизвели его внука, Егора Гайдара — интеллигентного кабинетного ученого, который, в отличие от деда, вряд ли сможет найти общий язык с таким количеством последователей и почитателей. Поэтому и опасе­ния по поводу дублирования таких зловещих фигур, как Сталин, Гит­лер или Чикатило, безосновательны, так как для этого нужны опреде­ленные социальные условия, а не только определенный набор генов.

Кроме того, следует различать клонирование человека как самосто­ятельной особи и так называемое «терапевтическое клонирование» — клонирование клеток и органов человеческого организма, необходи­мых для замены их больных аналогов. Поэтому в любом случае зада­ча биомедицинской этики — не запрещать и не налагать моратории на новые и старые биотехнологии, а способствовать их развитию и нрав­ственному использованию. Ведь запретить, например, терапевтическое клонирование или работу по созданию трансгенных животных — зна­чит не только остановить целое научное направление, но и в будущем покупать плоды научных достижений у тех, кто идет впереди.

Кстати, в январе 2001 г. палата лордов Великобритании приняла реше­ние о разрешении клонирования эмбриона человека с целью выращива­ния органов, необходимых в дальнейшем для трансплантации. Этичес­кие комментарии, как говорится, излишни, поскольку обсуждать данный вопрос post factum не имеет смысла. Однако дать моральную оценку этому эксперименту как преждевременному, опасному и, мягко говоря, негуманному, мы можем.

Наши рекомендации