Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389



Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389 - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389 - student2.ru примирение, то какова бы ни была обида, нанесенная одним супру­гом другому, о ней следует забыть навсегда.

Нет ничего более опасного для благополучия семьи, чем накапливание обид, «грехов», ошибок и т.д. Во-первых, они в буквальном смысле зах­ламляют душу, вытесняя из нее все хорошее, что было, во-вторых, застав­ляют второго супруга заниматься аналогичным процессом — коллекцио­нированием промахов, от которых, естественно, никто не застрахован.

Нельзя и затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали па нее, тем меньше успело напластоваться на нес, тем безболезненней ока­жется ее ликвидация. В некоторых ситуациях, когда конфликт может быть воспринят особенно остро (у супруга день рождения или радост­ное событие на работе), эту"обиду стоит и простить.

Одним из условий благоприятного разрешения ссор и конфлик­тов специалисты называют способность человека честно спросить себя — и честно ответить: что же на самом деле тебя сегодня волнует?

И тогда выяснится, что создавшаяся ситуация (пересоленный суп, плохо выглаженная рубашка и т.д.) — только ничтожный повод для раздражения, и настоящая причина — вовсе не во втором супруге. Просто была неприятная стычка в переполненном троллейбусе, со­стоялся трудный разговор с начальством или вы посадили пятно на любимое платье.

Конечно, есть вещи, прощать которые нельзя, есть принципы, ус­тупать в которых — значит отказываться от собственного Я. Но семейные конфликты, как правило, происходят не на почве «высо­ких материй», а случаются из-за мелочей, которые и самим супру­гам назавтра кажутся смешными.

Часто причиной конфликта в молодой семье становятся принесен­ные с собой привычки из прошлой жизни. Эти привычки могут быть разными, порой весьма неприятными для второго супруга. Тем не менее нельзя проявлять максимализм в требовании немедленно от них отказаться. Надо помнить, что привычки формируются годами и избавиться от них довольно сложно. Тем более не допустимо связы­вать укоренившуюся привычку с глубиной и искренностью чувств.

«Если не бросишь курить (встречаться с друзьями, смотреть хок­кей), значит, ты меня не любишь»,— заявляет молодая жена. В ре­зультате на этот конфликт, происходящий от непонимания значения привычки, нагромождается такое количество обид и недомолвок, что появляется заявление, где в графе «причина развода» стоит: «не со-

тлись характерами». Вместе с тем характеры тоже стоит обуздывать, что-то исправлять в себе самом, пытаться искать компромисс.

Одной из грубейших ошибок молодых семей является неумение делать друг другу замечания. Особенно характерно это для жен­щин, которые не только не задумываются над их.формой, но и по­зволяют себе замечания, унижающие достоинство человека, в при­сутствии посторонних.

Психологическая и этическая культура семьи требует, чтобы критичес­кие замечания, даже если они справедливы, были высказаны с глазу на глаз. Тем более следует помнить, что постоянная резкая критика одного супруга другим ведет к психологическому дискомфорту, к эмоциональ­ным срывам, конфликтам, отчуждению, а значит, разрушает супружес­кий контакт.

Особое место в проблеме супружеских конфликтов занимает ревность. По способности испытывать чувство ревности люди делятся на несколько категорий. На одном полюсе находятся люди почти не ревнующие, на другом — те, у кого ревность проявляется с патологической силой. Ревность людей, стоящих между этими по­люсами, считается «нормой», если такая формулировка вообще по­зволительна по отношению к чувствам. Как и любовь, ревность не сохраняется неизменной в течение длительного срока, а изменяется под влиянием различных причин и возраста.

Ревнивцы различаются не только по силе, но и, так сказать, по качеству проявляемых чувств. При этом также выделяют несколько вариантов, крайними из которых будут тираническая ревность и ревность от ущемленности.

Тираническая ревность возникает у людей упрямых, деспотичных, само­довольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые чаще всего бывает очень трудно. Мысль об их собственной вине для них неприемлема, и они перекладывают всю ответственность за недостаточное (с их точки зрения) внимание к себе на других. Когда подобный субъект сталкивается с охлаждением и пытается найти этому объяснение, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной супруг, у которого возник посторонний интерес, склонность к неверности. Тира­нический тип ревности — самый мрачный ее вариант. Он делает семей­ную жизнь адом. И людям, имевшим несчастье родиться со склоннос­тью к такой ревности, необходима помощь врача.

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389 - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389 - student2.ru Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 389 - student2.ru 390____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

На другом полюсе — ревность от ущсмлешюсти. Она является уде­лом людей с тревожно-мнительным характером, склонных преувеличи­вать свои недостатки, неприятности и опасности, легко впадающих в тоску и отчаяние. Считая себя слабыми, неинтересными, такие люди полагают, что не вправе рассчитывать па хорошее отношение окружающих, но в то же время тяжело переживают свою участь, тяготятся ею. Они на­стороженно ожидают подтверждения своих опасений, и поэтому малей­шее изменение (не только в худшую сторону) в отношении к ним мо­ментально ими улавливается и порождает далеко идущие, чаще всего необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах супруга чуть меньше (или чуть больше) любви и заботы, покажется ли взгляд недостаточно ласковым или «недополучит» такой человек необходимого ему внима­ния — тут же возникают подозрения.

Одной из разновидностей ревнивцев от ущемлепности можно счи­
тать людей, которые, защищаясь от собственной беззащитности, напуска­
ют на себя вид самоуверенного, решительного и даже жизнерадостного
человека. Но это только маска, которая скрывает повышенную рани­
мость и чувствительность даже к незначительным конфликтам, неиз­
бежным в семейной жизни. . .

Ревность различается и по типу возникновения — так называе­мые обращенная ревность и привитая ревность.

Обращенная ревность есть результат собственной склонности ревнивца к неверности. При этом неважно, реализовал ли он сам свое желание или нет. Но поскольку подобное желание появилось, ему кажется, что такие же помыслы присущи и другому супругу. Обычно обращенная ревность возникает па месте угасшей любви или в тех семьях,, где ее не было вовсе, так как сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других партнерах.

Привитая ревность зарождается под влиянием жизненного опы­та. Измены собственных родителей, друзей, сослуживцев, разговоры о супружеской неверности в «узком кругу», некоторые книги и ки­нофильмы способны внушить отдельным людям впечатление, что «все изменяют», что «без измен нельзя прожить». Часто источни­ком привитой ревности бывают анекдоты, шутки и подтрунивания окружающих или, что еще хуже, одного из супругов. Подобные шутки совсем не так безобидны, как кажется па первый взгляд. Даже если у человека они внешне не вызывают никакой реакции, зародившая­ся ревность надолго сохраняется в сердце. И если вдруг когда-

_______ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 391

иибудь верность партнера окажется под сомнением, былая шутка может склонить чашу весов в сторону вывода об измене и привести К тяжелым последствиям.

Названные типы ревности и варианты ее возникновения в чис­том виде почти не встречаются, это своего рода абстракция, выде­ляемая специалистами. В жизни все гораздо сложнее, причем меж­ду крайними точками имеется ряд переходных ступеней. Все это молодым супругам надо знать, чтобы при появлении ревности они не спешили с выводами, а более глубоко разобрались в себе, более объективно оценили себя и свое поведение, чтобы не только внеш­не, но и внутренне не принимали шуточек и острот, сплетен и наго­воров, чтобы учились на чужих ошибках и старались не делать собственных.

Еще одна проблема семейной жизни молодых супружеских пар заключается в том, что большинство из них не имеет отдельной квар­тиры, и поэтому лишено возможности конфликтовать наедине, за закрытыми дверями. В суть ссоры оказываются посвященными тре­тьи лица (чаще всего это родные жены или мужа). И даже если они смолчат и не вмешаются в разговор, не станут на сторону одного из супругов, то могут высказать собственное мнение о каждом из кон­фликтующих в подходящий, с их точки зрения, момент.

Вмешательство непосредственно во время ссоры приводит к расшире­нию и углублению конфликта, к втягиванию в него новых действующих лиц, к упоминанию и ранее имевших место случаев вмешательства. Если же родители не вмешались сразу, но высказали свою точку зрения спу­стя неделю, уже забытый конфликт может вспыхнуть с новой силой. И поэтому, если у молодой семьи нет отдельной квартиры, нужно ста­раться не втягивать в свои ссоры других. Некоторые же супруги иногда нарочно открывают дверь — вот, мол, слышите, как ваша дочь (ваш сын) со мной разговаривает, что она (он) себе позволяет. Да, родители слышат ссоры, переживают, хотят, чтобы у молодых все было хорошо. Но будет ли у них «все хорошо», зависит прежде всего и больше всего от самих молодых, которые сами должны потрудиться, чтобы семья ста­ла благополучной.

Наиболее болезненны семейные конфликты, затрагивающие сфе­ру сексуальных взаимоотношений супругов. Известно, например, что негативная оценка сексуальных способностей мужа может даже привести к развитию у него импотенции. Кроме того, как указывает


 

Ш_____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения

известный специалист по психогигиене половой жизни профессор С.С. Либих, «если обвинения в существующих или надуманных грехах (любых) забываются, то сексуальные упреки не забываются никогда». И поскольку в наших знаниях и в нашем отношении к вопросам секса остается много открытых проблем, остановимся на них подробнее.

Наши рекомендации