Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации
Направление анализа процесса социализации | Основная задача | Основные понятия | Отличительные особенности направления анализа социализации |
Социализация как инкультурация | межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей. | Инкулътурация - процесс вхождения человека в культуру своего народа. Культурная трансмиссия – основной механизм трансляции культуры на групповом уровне от предшествующих поколений к последующим через обучение. Три вида культурной трансмиссии: • вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям; • горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; • «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей. | Нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции. |
Социализация как интернализация | Обращение к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. Две основных характеристики данного процесса: • усвоение моделей поведения; • усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок. | Социальный опыт – это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства. Интернализация – социализация как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. | 1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью). 2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. |
Социализация как адаптация | Приспособление че-ловека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. | Социальная адаптация - процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды. Дезадаптация – нарушение процесса достижения соответствия человека требованиям социальной среды. Социальная успешность - основной критерий в оценке социального развития индивида. | Психоаналитическая концепция: при анализе адаптации направлена на формирование и развитие защитных механизмов личности. Интеракционистский подход: к анализу социально-психологической адаптации характерна ее рассмотрение в качестве успешного выполнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. В эмпирических исследованиях процесса социально-психологической адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-копцепции; во-вторых, умение находить определенный баланс между своими ценностными ориептациями и социальной ролью;в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей. «…социализация выступает как процесс, обращенный назад, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации…» |
Социализация как конструирование | Создание человеком образа социального мира, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. | Конструирование – приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. | … роль человека как творца своего социального мира и, соответственно, не рассматривают несоответствие индивида требованиям общества как недостаток, требующий принудительного приспособления, а считают подобное рассогласование основным источником социальной динамики. |
Приложение 1.1
Направления анализа содержания процесса социализации