Циклы психопрофилактических классных часов
Предлагаемые в этом параграфе программы классных часов неоднократно апробировались на практике. Ниже приведены:
· программа «Я — школьник» (для первоклассников);
· программа «Мы — пятиклассники» (для учащихся пятого класса);
· программа «Как пережить экзамены» (для учащихся девятых и одиннадцатых классов);
· программа «Как выжить в старшей школе» (для десятиклассников).
Цель программ:содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни.
Продолжительность программ:5–6 занятий по 40–45 минут (1–2 раза в неделю).
Сроки реализации программ:
· 1, 5, 10 классы – начало учебного года (предпочтительно провести вес занятия в сентябре);
· 9, 11 классы – конец третьей учебной четверти.
Основные методы: в работе используются прежде всего психолого-педагогические методы; предлагаются только те упражнения и задания, которые может провести человек без специального психологического образования. Преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями учащихся разных возрастов.
Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т. д. Необходимые материалы перечислены в программе для каждого занятия отдельно. Кроме того, каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку.
Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению. Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащихся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свою внимание на ту или иную проблему. Кроме того, опыт работы показывает, что такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции, способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.
Роль психолога: психолог обучает педагогов работе по предлагаемым программам, консультирует по возникающим у них вопросам в процессе работы, анализирует результаты, ориентируясь на записи в «дневнике классных часов», сделанные педагогом.
«Я – школьник»
(адаптационные классные часы для первоклассников)
Занятие 1. Кто такой школьник?
Необходимые материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой), цветные карандаши, скотч или кнопки.
Ход занятия
1. Дискуссия (цель – постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии). Детям предлагается отгадать загадку:
Стоит дом: кто в него войдет,
Тот и ум приобретет (школа).
Загадка довольно трудная, поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.
Обсуждается вопрос: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни». Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.
2. Рисунок (цель – осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я – школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (в зависимости от того, сколько было потрачено на первое задание, около 20-25 минут), в процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы – школьники!»
Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.
3. Обобщение (цель – закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.