Программа классных часов для учащихся 5-7 классов

КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

«МЕДИАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ»

А.В. Микляева,

доктор психологических наук,

педагог-психолог

В соответствиисположениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 развитие служб медиации становится одним из приоритетных направлений развития образовательных учреждений. Медиация представляет собой процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает разрешению конфликта, содействуя конфликтующим сторонам в выработке добровольного соглашения между собой.

В современной практике медиации конфликтов используются две организационные модели:

· медиация по принципу «скорой помощи», направленная на содействие в разрешении конфликтов, имеющих высокую степень актуальности;

· профилактическая медиация, в которой основной акцент делается на формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса, что способствует снижению количества и остроты конфликтов.

Практика показывает, что для образовательных учреждений наиболее предпочтительной является вторая модель, что связано с целым рядом организационных условий:

· отсутствием четких методических рекомендаций об организации службы школьной медиации, что затрудняет планирование работы в данном направлении;

· непроясненностью вопроса о том, в сферу ответственности какого специалиста попадает деятельность по медиации школьных конфликтов, отсутствие в школах специалистов, имеющих соответствующую подготовку;

· невозможность включить работу по медиации школьных конфликтов в план работы школы, в свою очередь, приводит к отсутствию ресурсов для осуществления медиации школьных конфликтов

В связи с этим представляется целесообразной поэтапная реализация задач, связанных с внедрением технологий медиации в образовательное пространство школы. Первым этапом такой работы может выступать деятельность специалиста-психолога, направленная на профилактику школьных конфликтов и повышение уровня конфликт логической компетентности учащихся. Такую работу целесообразно начинать с детьми младшего подросткового возраста, в котором межличностные отношения традиционно обостряются, создавая угрозу роста количества и интенсивности межличностных конфликтов, а также формирования конфликтной структуры межличностных отношений в учебных группах в целом.

Работу по формированию конфликтологической компетентности младших подростков целесообразно проводить фронтально, организационно предпочтительный формат – классные часы. В процессе проведения классных часов психолог в случае необходимости может выступать в роли медиатора актуальных конфликтов, или же, в случае, если в классе сформирована устойчивая система конфликтных отношений, осуществлять работу по коррекции внутригруппового взаимодействия. В дальнейшем учащиеся, прошедшие первоначальную конфликтологическую подготовку и проявившие интерес к деятельности, связанной с содействием в урегулировании конфликтов, могут привлекаться к обучению по специализированной программе «Что такое медиация?», которая в дальнейшем позволит им выступать в роли волонтеров – помощников психолога в ситуации урегулирования конфликтов между субъектами образовательного процесса.

Таким образом, внедрение в школьную практику технологий медиации конфликтов может быть достигнуто последовательной реализацией трех программ:

· «Прикладная конфликтология» - программа классных часов, предназначенных для учащихся 5-7 классов, имеющая психопрофилактическую направленность

· «Программа работы с внутренне конфликтным классом» - коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию системы межличностных отношений в 5-7 классах, в которых сложились устойчивые конфликтные отношения

· «Что такое медиация?» - программа обучения основам технологии школьной медиации, предназначенная для заинтересованных в этом учащихся 8-10 классов, имеющая развивающую и профориентационную направленность.

ПРИКЛАДНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Пояснительная записка

Актуальность темы. В рамках профилактической модели школьной медиации важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности учащихся. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе подросткового возраста, для которого характерно:

ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении младших школьников. При этом именно младший подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.

Теоретическое обоснование программы.Конфликтологическая компетентность представляет собой способность человека в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию его деструктивных последствий и перевод конфликтной ситуации в социально-позитивное русло, и включает в себя следующие компоненты:

· когнитивный: знания о конфликте, его возможных последствиях (как деструктивных, так и конструктивных), возможных стратегиях его разрешения;

· аффективный: отношение к конфликту как нормативному элементу взаимодействия, предполагающему возможность продуктивного развития отношений между конфликтующими;

· поведенческий: владение навыками проектирования бесконфликтного взаимодействия и эмоциональной саморегуляции;

· мотивационный: готовность к проявлению своих знаний, умений и навыков в реальной практике взаимодействия.

Целью программы является создание условий для формирования конфликтологической компетентности учащихся.

Задачи программы:

· создание условий для овладения учащимися знаниями о причинах конфликтов, динамике их развития, возможных исходах;

· создание условий для формирования отношения к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми;

· создание условий для формирования у учащихся навыков эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и за ее пределами;

· создание условий для формирования у учащихся навыков разрешения конфликтных ситуаций;

· создание условий для закрепления сформированных навыков.

Ожидаемые результаты:формирование у учащихся конфликтологической компетентности, которая проявляется в:

· знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;

· преодолении однозначной негативной оценки конфликтов;

· владении навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;

· мотивации к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.

Форма работы.Программа предполагает групповую форму работы в формате классного часа.

Организация занятий.Программа рассчитана на 10 занятий по 1 академическому часу каждое (2-3 занятия в течение каждой учебной четверти) и предназначена для проведения в 5-7 классах.

Методическое оснащение.Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы.

Целевая группа.Программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

2. Учебно-тематический план:

Тематические блоки / темы количество часов
Что такое конфликт Последствия конфликта Как возникают и развиваются конфликты Стили поведения в конфликте Управление конфликтом Самоконтроль в конфликте Учимся разрешать конфликты Общение в конфликте Качества, важные для бесконфликтного общения Подведение итогов
Итого 10 часов

3. Оценка эффективности программы.Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны ведущего программы и классного руководителя.

4. Список литературы.Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:

· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.

· Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.

· Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.

· Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012.

· Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.

· Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.

· Классные часы: 5 класс / сост. А.В. Давыдов. – М., 2010.

· Кривцова С.В. и др. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс). – М., 2012.

· Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.

· Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.

· Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.

· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Копилка» (7 минут)

Участники получают одинаковые листочки бумаги, на которых нужно описать какой-то конфликт, который случался в их жизни, по схеме (фиксируется на доске):

- с кем произошел конфликт?

- что случилось?

- что сделал я?

- что сделал человек, представляющий другую сторону конфликта?

Итог конфликта писать не нужно. Желательно изменить почерк, проще всего писать печатными буквами. Участников надо предупредить о том, что будет происходить на следующем этапе упражнения, до начала работы. Листки с записями складываются пополам и кладутся в коробку (подписывать их не надо).

!!! Если уровень доверия в классе невысок, целесообразно предложить участникам описывать не свои, а наблюдаемые со стороны конфликты

Упражнение «Рисунок вдвоем» (12 минут)

Группа делится на пары по принципу соседства по парте. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы:

· Что нарисовано на рисунке?

· Как проходил процесс рисования?

· Какую стратегию поведения выбрал участник?

Делается вывод о наиболее подходящих стилях поведения в ситуации товарищеских отношений, совместного решения задач.

Рисунок «Человек в конфликте» (12 минут)

Ведущий предлагает представить себе человека, который в данный момент находится с кем-то в конфликте, и нарисовать его так, чтобы было понятно, что он именно конфликтует с кем-то. Рисунки не подписываются, отдаются ведущему. Ведущий показывает их классу и просит найти общие моменты. Обсуждается вопрос о том, можно ли разумно управлять своим поведением, когда тебя захлестнули эмоции.

Алфавит эмоций (10 минут)

На доске в столбик записываются буквы алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ы, Ь). В обсуждении составляется список эмоций, возникающих в конфликте

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ВНУТРЕННЕКОНФЛИКТНЫМ КЛАССОМ. Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию системы межличностных отношений в 5-7 классах, в которых сложились устойчивые конфликтные отношения

Пояснительная записка

Актуальность темы. В младшем подростковом возрасте отношения внутри школьного класса зачастую обостряются. По мере нарастания числа и интенсивности противоречий может в детском коллективе может закрепиться конфликтная модель отношений. Целесообразно предпринимать действия по ее преодолению на начальных этапах, пока не нанесен существенный ущерб личностному развитию отдельных учащихся и развитию учебной группы в целом.

Теоретическое обоснование программы.Внутренне конфликтные классы целесообразно рассматривать как целостные организмы, а не группы конфликтных детей. Такие классы имеют яркие социально-психологические особенности, и, соответственно, требуют использования социально-психологических технологий для работы с ними. К особенностям внутренне конфликтного класса можно отнести:

· несбалансированность системы внутригрупповых отношений, закрепление отдельных учащихся в неконструктивных позициях «жертвы» или «преследователя»;

· признание учащимися существующей модели отношений в классе нормативной.

· низкий уровень групповой сплоченности

· несформированность навыков общения и преодоления конфликтов у учащихся.

Целью программы является создание условий для преодоления внутренней конфликтности школьного класса.

Задачи программы:

· создание условий для осознание учащимися имеющихся трудностей в отношении;

· создание условий для формирования мотивации к преодолению этих трудностей;

· создание условий для формулирования «антиконфликтного» контракта и обсуждения возможностей его соблюдения;

· создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся;

· создание условий для формирования / подержания у учащихся ощущения собственной значимости в системе отношений в классе;

· создание условий для повышения сплоченности класса.

Ожидаемые результаты:преодоление внутренней конфликтности класса, которое проявляется в:

· снижении количества и остроты конфликтов;

· улучшении эмоционального климата в классе;

· повышении внутригрупповой сплоченности.

Форма работы.Программа предполагает групповую форму работы в формате тренинга.

Организация занятий.Программа рассчитана на 10 занятий по 1 академическому часу каждое (2-3 занятия в течение недели) и предназначена для проведения в 5-7 классах.

Методическое оснащение.Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками, осуществления консультационной работы и работы в области ведения групп.

Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы, канцелярские принадлежности.

Целевая группа.Программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

2. Учебно-тематический план:

Тематические блоки / темы количество часов
Вводное занятие. Прояснение актуальной ситуации Рефлексия сложившейся ситуации Мотивирование к преодолению конфликтов Формулирование «антиконфликтного кодекса» Рефлексия промежуточных итогов Повышение ценности учащихся в системе межличностных отношений Развитие сплоченности класса Рефлексия достигнутых результатов  
Итого 10 часов

3. Оценка эффективности программы.Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны ведущего программы и классного руководителя.

4. Список литературы.Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:

· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.

· Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб., 2005.

· Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105.

· Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону, 2006.

· Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. СПб., 2002.

· Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. М., 2011.

· Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1.

· Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2011.

· Петрановская Л. Детки в клетке. Взгляд психолога на травлю в школе // http://www.semya-rastet.ru/razd/rebenka_travjat_v_shkole_chto_mozhno_sdelat/

· Руланн Э. Как остановить травлю в школе. М., 2012.

· Селиванова О.А., Шевцова Т.С., Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. Тюмень, 2011.

· Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.

· Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001

· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПОДРОСТКОВ-МЕДИАТОРОВ.

Пояснительная записка

Актуальность темы. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному». Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков.

Теоретическое обоснование программы.Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:

· мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении школьной медиации, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам;

· когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в детских и подростковых конфликтах;

· технологический компонент, заключающийся в овладении подростками-будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».

Целью программы является создание условий для подготовки подростков к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

Задачи программы:

· создание условий для успешного включения подростков в формат группового обучения, являющийся основным для овладения навыками медиации конфликтов;

· создание условий для овладения подростками-будущими медиаторами знаниями о причинах конфликтов между детьми и подростками, динамике их развития, возможных исходах;

· создание условий для ознакомления подростков с задачами и основными этапами процедуры медиации детского и подросткового конфликта в условиях образовательного учреждения;

· создание условий для формирования у подростков навыков медиации конфликтов и эффективной коммуникации в процессе медиации и за ее пределами;

· создание условий для оценки подростками собственного мотивационного и личностного потенциала, необходимого для успешного выполнения функций медиатора, что является обязательным условием формирования «информированной заинтересованности» подростков-будущих медиаторов в осуществлении медиации детских и подростковых конфликтов;

· создание условий для осознания подросткам необходимости постоянно совершенствовать коммуникативные навыки и навыки медиации.

Ожидаемые результаты:формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:

· конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

· владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

· владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

· заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.

Форма работы.Программа предполагает групповую форму работы в формате семинара-тренинга.

Организация занятий.Программа рассчитана на 20 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в неделю) и предназначена для группы подростков в количестве 10-15 человек.

Методическое оснащение.Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми. помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.

Целевая группа.Программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

2. Учебно-тематический план:

Тематические блоки / темы количество часов
Наши занятия: что и как? Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается? Что такое эффективная коммуникация? Как правильно слушать собеседника? Что такое бесконфликтный стиль общения? В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? Как организовать подготовительный этап медиации? Как провести основной этап медиации? Как закончить медиацию? Возникли проблемы: что делать? Каким должен быть «настоящий медиатор»? Зачем люди становятся медиаторами? Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Чему мы научились? Так кто же такие школьные медиаторы?
Итого 16 часов

3. Оценка эффективности программы.Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки подростков-медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

4. Список литературы.Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:

· Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.

· Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.

· Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.

· Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.

· Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.

· Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.

· Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.

· Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.

· Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.

· Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.

· Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.

· Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.

· Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.

· Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.

· Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.

· Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.

· Школьные службы примирения. – М., 2012.

· Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.

· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Приветствие (3 минуты).

Ведущий приветствует группу, затем просит каждого участника поприветствовать группу с помощью такого слова, которым до него никто не воспользовался («здравствуйте», «привет» «добрый день», любые приветствия на иностранных языках и т.д.) В случае необходимости можно повторить имена («Привет, я Маша»). Объявление цели сегодняшнего занятия: «Поговорим чуть подробнее о том, что же такое медиация и зачем она нужна».

Приветствие (3 минуты)

Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, назвав при этом, чем общего у него с тем участником, которому он передает слово: «Оля, у нас у обеих день рождения летом». Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как устроена процедура медиации».

Кейс 1.

Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разрешить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.

Олег. Нам необходимо выполнять правила:

  • Мы называет друг друга по именам
  • Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем
  • Мы уважаем друг друга
  • Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга
  • Мы говорим правду, какой бы горькой она не была
  • Мы строго придерживаемся выработанного соглашения
  • Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт
  • Мы сохраняем тайну разговора

Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?

Женя. Да

Сережа. Согласен.

Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?

Сережа. Да, мне этого хочется.

Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?

Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.

Наташа. Женя, расскажи, что произошло?

Женя. У нас в новый год был спектакль. Сергей все организовывал. По его просьбе я принес три диска от караоке, у нас дома их несколько. Родители сказали – под мою ответственность. После спектакля Сергей вернул мне два диска, третий потерялся. Я сказал, что родители будут меня ругать, но Сергей не придал моим словам никакого значения. Скоро у нас новая постановка, и Сергей опять просил принести диски, но я отказался. Он обозвал меня жмотом.

Олег. Сергей, а ты как считаешь, что произошло?

Сергей. Да, я попросил диски, но мне было некогда за ними следить, и один куда-то подевался. Моих вещей за наши спектакли столько пропало, не знаю, сколько. Но я же не делаю из этого трагедию. Я разозлился и обозвал Женьку жмотом.

Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?

Женя. Я не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произошло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.

Олег. Сергей, а что ты делал?

Сережа. Я и думать про это забыл, поэтому и обратился к нему опять. Я же не для себя прошу, а для всех. Я не ожидал, что он может отказать.

Олег. Сергей, а что ты можешь предложить для разрешения конфликта?

Сережа. Я могу извиниться, могу купить новый диск, правда, мне нужно узнать, какой именно, я не помню.

Наташа. Женя, а что можешь предложить ты?

Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я никогда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.

Олег. Сергей, что ты можешь ответить Жене?

Сережа. Женя, ты скажи мне, как называется диск, я постараюсь найти.

Наташа. Женя, ты согласен?

Женя. Конечно, согласен. Я все-таки попрошу у родителей диски для нового спектакля. Только мне хотелось бы, чтобы с ними обращались аккуратно.

Олег. Сергей, что ты можешь на это ответить?

Сережа. Спасибо за предложение. Но я честно хочу тебя, Женя, предупредить, что я не могу обещать тебе за всех, что с дисками будет все в порядке, мне просто не уследить за всем сразу.

Женя. Хорошо, я могу сам последить за дисками.

Наташа. Женя, как ты считаешь, есть еще какие-нибудь нерешенные вопросы?

Женя. Да вроде все решено.

Олег. Сергей, что можно сделать прямо сейчас?

Сережа. Я могу извиниться. Женя, извини, что я назвал тебя жмотом. Сорвался. Когда что-то делаешь, а другие не очень-то хотят тебе помочь, то бывает обидно, вот и говоришь под горячую руку обидные слова.

Женя. Сережа, ты тоже меня извини. Я не подумал, что тебе надо помогать, а не претензии предъявлять.

Наташа. Женя, что ты сейчас чувствуешь?

Женя. Я испытываю удовлетворение от того, что конфликт разрешен.

Олег. Сережа, а какие чувства ты испытываешь сейчас?

Сережа. Удовлетворенность.

Наташа. Значит, конфликт разрешен.

Олег. Раз конфликт разрешен, то распишитесь на бланке заявки в соответствующей графе.

Результаты обсуждаются в общем круге. Ведущий отвечает на вопросы, возникшие у участников. Важно подчеркнуть, что это упрощенная и отчасти идеализированная модель медиации, в жизни ситуация могла бы разворачиваться по-другому.

Затем в прежних группах анализируется второй кейс. Основной вопрос: в чем причина того, что в этом случае медиация не оказалась эффективной?

Кейс 2.

Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разрешить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.

Олег. Нам необходимо выполнять правила:

  • Мы называет друг друга по именам
  • Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем
  • Мы уважаем друг друга
  • Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга
  • Мы говорим правду, какой бы горькой она не была
  • Мы строго придерживаемся выработанного соглашения
  • Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт
  • Мы сохраняем тайну разговора

Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?

Женя. Да

Сережа. Согласен.

Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?

Сережа. Да, мне этого хочется.

Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?

Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.

Наташа. Женя, расскажи о вашем конфликте?

Женя. У нас возник конфликт из-за того, что Сергей назвал меня жмотом. Он на прошлом спектакле потерял мой диск от караоке, а теперь просит, чтобы я опять принес диски. Я отказался.

Олег. Сергей, это так и было?

Сережа. Нет, не так.

Олег. Сергей, расскажи свою версию?

Сережа. Я, конечно, назвал его жмотом. Я стараюсь для всех, мало того, что мне никто не помогает, так еще и жадничают. Я на знаю, куда диск делся, я не могу уследить за всем сразу.

Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?

Женя. Я сначала не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произошло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.

Олег. Так и было?

Сережа. Да, наверно.

Олег. Сергей, а что ты сделал для разрешения конфликта?

Сережа. Я конфликт не начинал, поэтом не мне и делать первый шаг.

Наташа. Женя, что можно сделать прямо сейчас, чтобы конфликт разрешился?

Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я никогда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.

Олег. Сергей, ты готов извиниться?

Сережа. Не собираюсь.

Наташа. Женя, что ты можешь на это ответить?

Наши рекомендации