Задания для самостоятельной работы. 1.Подберите пословицы и поговорки, в которых содержится мысль о биологических и социальных факторах психического развития
1.Подберите пословицы и поговорки, в которых содержится мысль о биологических и социальных факторах психического развития, например: "Яблоко от яблони недалеко падает".
2.Исходя из собственного житейского опыта, попробуйте аргументировать соотношение биологического и социального в человеке. С каким научно-теоретическим положением согласуется ваша позиция по данной проблеме [14, 15, 17, 19-23, 30, 32, 36].
3.О каких закономерностях психического развития идет речь в следующих примерах:
1) Младенчество характеризуется наиболее быстрым темпом психического развития ребенка. Так, за первый год жизни ребенок из существа беспомощного, не имеющего никаких средств общения, становится субъектом действия, приобретает определенную автономию.
2) Ребенок, научившись ходить, перестает ползать. В свою очередь, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.
3) Ребенок - это не маленький взрослый. Его психика качественно отличается на каждом возрастном этапе.
4) В раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие, а в дошкольном - память.
5) Словесно-логическое мышление формируется на основе наглядно-образного; в свою очередь, наглядно-образное мышление формируется на основе наглядно-действенного.
4.Прочтите описания научных фактов психического развития. Определите, о каких фактах и явлениях психического развития идет речь в данных описаниях.
1) Это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, "когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным" [41, с.112].
2) Одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослых, их указаний, поправок и т.д., и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности.
3) В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят главным образом от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы.
4) На каждом возрастном этапе формируется "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период." [47, с. 84].
5) Для каждого возрастного этапа характерно "сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические новообразования, возникающие к его концу" [47, с. 84].
5.Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то наблюдается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов; не возникает потребность в сюжетно-ролевой игре, задерживается развитие мышления. Почему именно в этом возрасте у ребенка происходит отставание в развитии многих видов деятельности? [41, с. 8].
6.Выделите сходства и различия в понимании возрастного кризиса Л.С. Выготским и Э. Эриксоном: что, по мнению этих авторов, обусловливает его возникновение?
7.Прокомментируйте нижеприведенные определения понятия "кризис". Как вы считаете, можно ли их использовать относительно понятия "возрастной кризис"? Какие негативные и позитивные характеристики присущи возрастным кризисам? Приведите примеры.
Понятие кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.
В китайском языке понятие кризис определяется как "полный опасности шанс", как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления [60, с. 9].