Тестовые задания для самостоятельной работы. 1. Проблема формирования у учащихся биологических знаний не исследовалась: а) Ковалевой Е.А., б) Рейнмаа А.А.

1. Проблема формирования у учащихся биологических знаний не исследовалась: а) Ковалевой Е.А., б) Рейнмаа А.А., в) Кручининой С.С., г) Сновским А.А., д) Синевым В.Н., е) Федоровой Т.Н., ж) Худенко Е.Д., з) Стожок Л.С.

2. Важнейшие критерии усвоения школьниками знаний: а) предметное соответ­ствие, б) осознанность, в) пояснение функций, выполняемых органом, г) умение выполнять классификацию объектов, д) глубина, е) раскрытие морфологических признаков, ж) понимание причинных связей.

3. Основные показатели овладения учащимися знаниями в полном объеме: а) по- яснение функционального назначения органов, б) прочность, в) определение положения органов, г) осознанность, д) раскрытие морфологических признаков, е) системность, ж) анатомическое описание органов.

4. С наибольшими затруднениями школьники усваивают понятия: а) морфологи-ческие, б) анатомические, в) экологические, г) агрономические, д) физиологи­ческие, е) медицинские.

5. Самыми сложными для учащихся являются понятия: а) специальные, б) аб-страктные, в) общебиологические, г) локальные.

6. В процессе морфологического описания живых объектов учащиеся: а) пере-числяют недостаточно выраженные органы, б) придерживаются определенной последовательности, в) ограничиваются хаотическим перечислением органов, г) ссылаются на их цвет, форму и величину.

7. Трудности в усвоении учащимися специальной терминологии проявляются: а) в подмене терминов, б) применении их по назначению, в) в смешении терминов, г) соотнесении их с понятием, д) в искажении терминов, е) в уподоблении терминов.

8. Овладению специальными терминами учащимисясодействуют: а) работа по усвоению их орфографии, б) биологические разминки, в) выяснение про­исхождения термина, г) установление связи с другими терминами, д) их морфологический анализ.

9. Сложности в классификации живых объектов проявляются в том, что учащиеся: а) не выделяют их существенные признаки, б) смешивают существенные и несущественные признаки, в) не объединяют объекты в группу по общим для них признакам, г) не усваивают их варьирующие признаки.

10. К особенностям понимания учащимися причинно-следственных связей не относятся: а) ответы-описания, б) ответы-рассказы, в) ответы-тавтологии, г) ответы-рассуждения, д) подмена причины следствием, е) подмена причины связями по ассоциации, ж) синкретичные ответы.

11. Причинами пробелов в знаниях учащихся являются: а) доминирование словесных методов, б) преобладание словесно-наглядных методов, в) эпизоди-ческое выполнение практических действий, г) постоянная репродуктивная деятельность.

12.К причинам недостатков в овладении учащимися знаний не причисляются: а) наличие системы в работе по формированию понятий, б) оптимальное сочетание словесных методов, в) продуктивная деятельность, г) преобладание практических методов.

13. Методические условия, содействующие устранению недочетов в знаниях учащихся: а) применение практических действий в определенной системе, б) преобладание репродуктивной деятельности, в) оптимальное сочетание словесных методов, г) доминирование наглядно-практических методов.

14. К методическим условиям, не способствующих устранению недостатков школьников в усвоении знаний относятся: а) определенная последовательность формирования понятий, б) постоянная работа с учебником, в) создание у школьников полных и правильных представлений, г) оптимальное сочетание наглядных средств, д) преобладание символических пособий.

15. К практическим действиям не относятся: а) интегративные, б) интегрирующие, в) аналитические, г) анализирующие, д) иллюстрирующие, е) частично-поисковые.

16. Анализирующие действия предусматривают анализ-синтез: а) мыслительный, б) мысленный, в) предметно-действенный, г) предметно-действительный.

17. Пониманию учащимися физиологических процессов содействуют практические действия: а) исследовательские, б) анализирующие, в) частично-поисковые, г) интегративные, д) интегрированные, е) иллюстративные.

18. Интегративные действия способствуют развитию у учащихся: а) обобщения, б) конкретизации, в) систематизации, г) классификации, д) абстрагирования, е) анализа-синтеза.

19. Важнейшими критериями овладения учащимися знаниями являются … .

20. Показателями усвоения учащимися знаний в полном объеме считаются … .

21. Предметная соотнесенность знаний предусматривает … .

22. Особенностями морфологического описания объектов учениками являются… .

23. Специфическими особенностями усвоения учащимися терминов являются … .

24. С наибольшими затруднениями школьниками усваивается … материал.

25. Основными видами причинно-следственных связей являются … .

26. К особенностям понимания учащимися причинных связей относятся … .

27. К специальным практическим действиям причисляются … .

28. Иллюстративные действия улучшают … .

29. Интегративные действия направлены на… .

30. Частично-поисковые действия призваны облегчить понимание учащимися… .

31. Анализирующие действия предполагают … .

32. Установите соответствие типов понятий с видами практических действий, используемыми в процессе их формирования.

Типы понятий: 1) морфологические, 2) физиологические, 3) систематические.

Варианта соответствий: а) иллюстративные, б) иллюстрированные, в) анали-зирующие, г) аналитические, д) частично-поисковые, е) интегративные, ж) исследовательские., з) эвристические.

33. Установите соответствие видов практических действий с их назначением.

Виды практических действий: 1) частично-поисковые, 2) интегративные, 3) иллюстративные.

Варианты соответствий: а) выявление скрытых процессов, происходящих в живых организмах, б) отнесение объектов к той или иной группе по общим для них существенным признакам, в) анализ структуры объекта, выяснение его внешнего строения, г) установление взаимосвязи между словом и образом, д) различение объектов по существенным признакам.

34. Установите соответствие видов практических действий с их коррекционно-развивающем назначением.

Виды практические действий: 1) частично-поисковые, 2) интегративные.

Варианты соответствий: а) развитие обобщение и классификации, б) развитие абстракции и воображения, в) развитие анализа-синтеза, г) улучшение предметной соотнесенности формируемых знаний, д) развитие памяти и внимания.

Тема 3. Методика изучения курса «Растения. Грибы» (2 часа)

Задачи занятия: выявить специфику понятий, знакомить с методическими особенностями и структурой уроков разного типа, определить методы и приемы изучения курса, показать его возможности в экологическом просвещении и воспитании учащихся, формировать первоначальные профессиональные умения.

Оборудование занятия: программы, учебники и тетради на печатной основе, фрагменты уроков разного типа; образцы наглядного и дидактического материала.

Основные вопросы для обсуждения

1.1. Специфика формируемых понятий.

1.2. Методические особенности изучения курса.

1.3. Особенности и структура уроков разного типа.

1.4. Методические требования к уроку обобщающего повторения, его структура.

1.5. Формы, способы, виды и методы проверки знаний и умений учащихся.

Наши рекомендации