Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Лекции - 2 часа
Практические занятия – 4 часа
Содержание темы. Понятия «межэтническая напряженность» и «межэтнические конфликты». Различные классификации межэтнических конфликтов, причины их возникновения и динамика протекания. Структура межэтнических конфликтов. Психологические основы урегулирования межэтнических конфликтов. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.
Изменения сторон в ходе конфликта: усиление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентичности. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. «Концепции заговора» и этнический конфликт.
Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Факторы межгрупповых и межличностных отношений и климат переговоров. Национальные стили ведения переговоров.
Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: а) информационная модель; б) модель контакта; в) переориентация человеческой агрессии; г) введение надгрупповых целей; д) достижение надгрупповых или пересекающихся идентичностей.
Методические указания. В рамках изучения данной темы, необходимо четко уяснить, что современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т.п.), различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в межэтнических взаимоотношениях.
По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половинеXX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70% были межэтническими (или просто этническими). Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований.
Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Они рождаются на основе антагонизма (комплекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника) и могут выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей). Об этническом конфликте можно говорить в том случае, если существует какое-либо национальное движение или общественно-политическая сила, ставящая своей целью обеспечение интересов соответствующего этноса и стремящаяся изменить существующее положение данного этноса в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни.
Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и скрытые (латентные) интересы сторон, определенные этапы развития и формы противоборства. При этом всякий этнический конфликт начинается с этнической напряженности, т.е. особого психического состояния какой-либо этнической общности, которое возникает в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Зачастую возникновение этнических конфликтов связывают с явлением «этноцентризма», включающего в себя этнические и национальные предрассудки и националистические настроения.
Этнические конфликты сопровождаются определенной социально-политической ситуацией, которая проявляется в следующих действиях:
а) эмиграции из региона;
б) создании политической организации;
в) спонтанных акциях протеста против ущемления своих интересов.
Этнический конфликт становится реальным феноменом, когда организационно оформляется и приобретает влияние какое-либо национальное движение (партия). Иначе говоря, он всегда представляет собой явление политическое.
Существуют различные классификации этнических конфликтов:
1) по особенностям сторон: конфликты между этнической группой и государством; конфликты между этническими группами;
2) по приоритетным целям и возможным последствиям: социально-экономические конфликты; этнотерриториальные конфликты; этнодемографические конфликты;
3) по формам проявления: насильственные; ненасильственные;
4) по продолжительности: долговременные; кратковременные.
Традиционно выделяются следующие причины этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.
Психология различает следующие стадии этнического конфликта:
1. осознание сторонами несовместимости своих интересов;
2. собственно конфликтное взаимодействие;
3. урегулирование или нейтрализация конфликта.
Существуют следующие направления предупреждения этнических конфликтов:
· раннее прогнозирование;
· оперативное решение острых вопросов;
· диалог противостоящих сторон;
· применение санкций;
· организация взаимовыгодного предпринимательства;
· создание инфраструктуры духовного сотрудничества.
В конечном итоге основным результатом рассмотрения данной темы должно стать понимание того, что в целом конфликтные этнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Поэтому знание о способах урегулирования и разрешения межэтнических конфликтов является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтничного общества.
Практическое занятие 1.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: понятия «межэтническая напряженность» и «этнические конфликты». Структура этнических конфликтов.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
Практическое занятие 2
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: пути урегулирования этнических конфликтов на макро- и микроуровне.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
Тема 6. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Лекции - 2 часа
Семинар – 2 часа
Практические занятия – 2 часа
Содержание темы. Влияние этнического контекста на особенности коммуникации.
Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Модель Г.Триандиса о связи культуры и общения. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.
Основные определения культуры. Признаки и элементы культуры. Характеристики культуры. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстед). Культурные синдромы (Г.Триандис).
Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации: высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Стили вербального общения: прямой и непрямой; искусный, точный, сжатый; личностный и ситуационный, инструментальный и аффективный.
Культурная обусловленность невербальной коммуникации. Экспрессивное поведение (мимика, жесты, позы и т.п.) и культура. Пространственно-временная организация общения в разных культурах. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время.
Универсальные и культурно-специфические аспекты социального поведения. Социотипическое поведение личности (А.Г.Асмолов). Регулятивная функция культуры.
Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.
Понятия межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Стресс аккультурации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.
Социально-психологические аспекты миграции этнических групп. Уровни психологической адаптации мигрантов. Миграция и психическое здоровье.
Дидактические и эмпирические способы подготовки к межкультурному взаимодействию в правоохранительной деятельности.
Методические указания. С каждым годом значительно увеличивается число людей, включающихся в международное взаимодействие. Безусловно, участники международного общения при этом придерживаются в общем-то сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми для межличностных отношений.
Рассматривая данную тему необходимо иметь ввиду, что проявление этнической специфики осуществляется через культуру, поскольку именно культура в той или иной степени определяет поведение людей. Культура – характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Основными элементами культуры, обязательными для рассмотрения являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология, которые и составляют содержание культурных измерений.
Культурные измерения – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой (Г.Хофстеде). Выделяют 6 культурных измерений: индивидуализм-коллективизм, мужественность-женственность, дистанция власти, избегание неопределенности, простота-сложность, открытость-закрытость. Полагают, что, отнеся культуру к какой-либо шкале, можно спрогнозировать поведение ее членов, поэтому на рассмотрении психологических измерений культур в рамках данной темы необходимо сделать особый акцент.
Довольно большой интерес в рамках данной темы могут представлять и межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. При этом, в первую очередь, существенной для изучения является аксиома, что этнопсихологические характеристики зафиксированы в языке и фольклоре. В связи с чем именно они и должны быть подвергнуты пристальному рассмотрению. Во-вторых, существует не менее общепринятое предположение о том, что большинство информации при общении передается невербально. Умение «считывать» невербальные сигналы дает человеку некоторые преимущества, поскольку он сможет распознать затруднения, возникающие на уровне отношений в самом их зародыше. В невербальном общении выделяют несколько уровней информации. Первый уровень информации, сообщаемой посредством жестов и позы – это сведения о характере собеседника. Второй уровень информации – это эмоциональное состояние человека. Третий уровень информации связан с отношением к человеку. Именно поэтому умение оценивать этнопсихологические особенности невербального общения является чрезвычайно важно: их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов.
Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется и вопрос о приспособлении к новой культурной среде, поскольку вхождение в новую культуру почти всегда сопровождается неприятными чувствами (культурный шок). Культурный шок – это шок от нового; состояние, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой. Проблема культурного шока важна и значима потому, что это проблема главным образом личностного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты личностных ресурсов.
Основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, что гармоничное взаимодействие между представителями разных культур возможно только на принципах интеграции.
Вопросы к семинару:
1. Внутренняя структура этнических стереотипов.
2. Этнические предрассудки и этнические предубеждения: сходство и различия.
3. Специфика межэтнических взаимоотношений людей.
4. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты.
5. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов
6. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстед).
7. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.
8. Невербальное поведение в разных культурах.
9. Концепция культурного шока.
Темы для докладов:
1. Этноцентризм и его виды.
2. Значение социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции в этнопсихологии.
3. Способы урегулирования межэтнических конфликтов: национальные стили ведения переговоров.
4. «Концепции заговора» и этнический конфликт.
5. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.
6. Детский фольклор в разных культурах.
7. Русских национальный характер в языке и фольклоре.
Практическое занятие 1.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: психологическое измерение культур. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
Тема 7. Психологические особенности этносов
Лекции - 4 часа
Практические занятия – 6 часов
Содержание темы.Русские как представители славянского этноса. Национально-психологические особенности русских.
Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.
Национально-психологические особенности белорусов и украинцев. Национально-психологические особенности народов Прибалтики. Национально-психологические особенности народов Средней Азии. Национально-психологические особенности народов Закавказья.
Сходства и различия в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения различных народов Дальнего Востока. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения китайцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения японцев.
Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения арабов.
Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения американцев (США). Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения латиноамериканцев.
Общее и различное в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения народов Западной Европы. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения итальянцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения французов. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения испанцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Скандинавии (норвежцев, шведов, финнов). Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения англичан, ирландцев, шотландцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Германии.
Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.
Методические указания. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей. Знание таких особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.
Россия одна из самых полиэтничных стран в мире и рассмотреть особенности этнических образов всех народов, ее населяющих не представляется возможным. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на ее наиболее многочисленных этнических общностях.
Характеристику этнических общностей целесообразно строить по следующей схеме:
· территория проживания;
· экономический уклад;
· социально-культурные и религиозные особенности;
· общие национально-психологические особенности группы народов;
· национально-психологические особенности этносов внутри групп народов;
· особенности межнационального взаимодействия с конкретными относами.
Например, рассматривая русский народ, следует отметить, что он составляет часть славянской этнической общности. Этнические корни русских следует искать в древнерусской народности, которая сложилась на основе целой группы восточнославянских племен: полян, древлян, волынян, дреговичей, вятичей, кривичей, словен, радимичей, северян и др. Из этих племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой уже позже сформировались близкородственные этносы: собственно русские, белорусы и украинцы. В формировании великорусского этноса большую роль играли постоянное расширение историко-этнической территории русских и ассимиляция ими местных финно-угорских, балтийских и тюркских этнических групп. Эти факторы способствовали возникновению локальных групп русских, различающихся между собой в этнографическом и языковом (диалектном) отношениях, но имеющих общее этническое самосознание и общий русский язык.
Русский характер обусловлен в определенной степени безжалостным авторитарным правлением в течение многих столетий, необъятными просторами России и суровостью ее климата. Под влиянием этих факторов сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского характера, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».
Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость рассмотрения народов, близких по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития – это украинцы и белорусы.
Кроме того, на территории России проживает более 150 народов, большинство из которых по многим признакам, чертам и численности отличаются от русского народа. Поэтому в условиях полиэтничной России рассмотрение национально-психологических особенностей различных этнических групп, ее населяющих, становится весьма актуальным как для профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Среди основных этнических групп, населяющих Россию, выделяются:
- тюркские и алтайские народы: татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы;
- финно-угорские народы: мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы;
- представители группы монгольских народов: буряты и калмыки;
- представители тунгусо-маньчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эскимосы;
- народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины.
А также было бы целесообразно рассмотреть и своеобразие народов ближнего зарубежья, сгруппировав их следующим образом:
· народы Прибалтики: литовцы, латыши, эстонцы;
· народы Средней Азии и Казахстана: узбеки, туркмены, таджики, киргизы, казахи;
· народы Закавказья: грузины, армяне, азербайджанцы;
· представители еврейской национальности.
По аналогичной схеме, а именно: социально-экономические, исторические, культурные факторы, повлиявшие на формирование нации и ее психологических особенностей; мотивационно-фоновые особенности; интеллектуально-познавательные особенности; эмоционально-волевые особенности; коммуникативно-поведенческие особенности; особенности межнационального взаимодействия (учет национальной специфики в общении между нациями), - было бы целесообразно рассматривать и характеристику национально-психологических особенностей этнических групп дальнего зарубежья.
Практическое занятие 1.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов России.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
Практическое занятие 2.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов ближнего зарубежья.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
Практическое занятие 3.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения занятия: групповая.
Учебные вопросы по теме: национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)
1. Роль и значение этнопсихологических знаний и исследований в деятельности правоохранительных органов.
2. Этнопсихология как наука, ее цель и задачи.
3. Основные взгляды на предмет этнопсихологии.
4. Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений.
5. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.
6. Зарождение этнической психологии как самостоятельной отрасли научных знаний в нашей стране.
7. Основные теоретические подходы к исследованию национальной психологии, сложившиеся в отечественной общественной науке.
8. Основные этнопсихологические школы в российской науке.
9. Основные школы этнопсихологии в зарубежной науке.
10.Теории «основной» и «модальной» личности в западной этнопсихологической науке.
11.Соотношение понятий «этнопсихология» и «кросскультурная психология».
12. Понятие «нация». Психологическая основа нации.
13. Особенности межэтнических отношений в правоохранительной деятельности.
14. Механизмы психологической защиты этноса.
15. Сущность психологии нации.
16.Системообразующая сторона психологии нации.
17.Динамическая сторона психологии нации.
18.Свойства национально-психологических особенностей.
19.Функции национальной психики.
20.Явления и процессы, лежащие в основе функционирования этнопсихологических феноменов, и их учет в правоохранительной деятельности.
21.Особенности межнационального взаимодействия.
22.Национальная (этническая) установка.
23.Национальный (этнический) стереотип.
24.Механизмы функционирования национальных установок и стереотипов и их учет в деятельности сотрудников ОВД.
25.Национально-психологические особенности представителей славянских народов.
26.Социально-психологический портрет представителей финно-угорской группы народов.
27.Типичные качества народов тунгусо-маньчжурской группы.
28.Описание национальной психологии чеченцев и их учет в правоохранительной деятельности.
29.Наиболее общие характеристики национальной психологии народов Прибалтики.
30.Характеристика национально-психологических особенностей представителей народов Средней Азии.
31.Национально-психологические особенности народов Закавказья.
32.Психологические особенности вьетнамцев.
33.Сравнительная характеристика национально-психологических особенностей японцев и китайцев.
34.Понятие и сущность этнического конфликта. Этнические конфликты в правоохранительной деятельности.
35.Факторы и условия, способствующие возникновению этнических конфликтов в правоохранительной деятельности.
36.Виды этнических конфликтов.
37.Основные стадии этнического конфликта.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М., 2004.
2. Баронин А.С. Этническая психология. - Киев, 2000.
3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации. - М., 2003.
4. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2002.
5. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: прайм Еврознак, 2002.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии. – М., 2003
7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.
8. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. – М., Издательство «Щит-М», 2009.
Дополнительная:
1. Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.
2. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
3. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., ПЕР СЕ, 2002.
4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Речь, 2000.
5. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Сочинение. - М., 1989.
Подготовлено доцентом кафедры, кандидатом психологических наук, доцентом Е.В. Пугачевой.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии УНК ПСД; протокол № 13 от 10 июля 2012 г.