О регулировании межэтнических конфликтов

На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

И, конечно, немалую роль играет то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт. Как показали события на постсоветском пространстве, это могут быть и достаточно массовые этнонациональные движения типа тех, что наблюдались в республиках Прибалтики, Армении, Грузии, и локальные столкновения численно небольших групп.

От всех этих обстоятельств зависят возможности и способы регулирования конфликтов.

Методы снижения напряженности и урегулирования межнациональных конфликтов мы изложим на основании представлений, которые сложились в основном в Центре этнополитических и региональных исследований" после изучения такого опыта в странах ближнего зарубежья, в Российской Федерации и в других регионах мира.

Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это.

Приемом торможения конфликтов является использование широкого спектра санкций - от символических до военных. В ситуациях, когда военные операции шли на территории государств <нового зарубежья>, а вооруженные силы и военная промышленность официально перешли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам.

Однако были случаи, когда санкции приводили к ожесточению насилия, <работали> на экстремистские силы, а страдали от них те, кому меньше всего хотели причинить вред. Так было с угрозами этнополитических санкций в адрес республик Прибалтики, Украины.

Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

При вооруженном вмешательстве окончательное решение, согласно международной практике, принимает президент. При этом, как показывает мировой опыт, должна быть уверенность, что на стороне использующих силу есть ее безусловное преимущество и что быстрое прекращение насильственных столкновений возможно. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется заручиться санкциями международных организаций.

Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И еще, что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливаются перемирия: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Если ясно, что в данный момент решить их невозможно, то используют тактику так называемых <отложенных решений'>. Подобный прием принес успех и в Приднестровье, и в Южной Осетии.

Бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель <выигрыш-проигрыш> на модель <выигрыш-выигрыш>. Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как прадупреждение конфликтов.

В процессе регулирования конфликтов этносоциологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки <движущих сил>, массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений. Но главное - именно они могут представить основную базу информации для предупреждения конфликтов.

Что могут сделать В разных концах страны - во всех ресэтносоциологи публиках и во многих краях и областях для предупреждения российской Федерации, а особенно в меююциональных сдодщц* "олиэ*и*еских районах раконфликтов g*** **ц******* **у***** *дц**_

нальные, межэтнические отношения. Исследования, которые они проводят, конечно, отличаются и по предмету, и по объектам изучения. Тем не менее среди них немало исследований, представительных для регионов. В частности, большие репрезентативные исследования проводили с учетом влияния этнического фактора на социально-политические изменения ВИНОМ (Ю.А. Левада, Л.Д. Гудков), Фонд <Общественное мнение> (И.М. Клямкин).

Специальные исследования, репрезентативные для республик РФ по этнонациональным проблемам и национализму, проводились этносоциологами Института этнологии и антропологии РАН (Ю.В. Арупонян, А.Р. Аклаев, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова, А.Д. Коростелев, И.М. Кузнецов, С.В. Рыжова). По этнополитическим и социолингвистическим проблемам осуществлялись межреспубликанские этносоциологические исследования под руководством М.Н. Губогло, по диаспорам русских в государствах <нового зарубежья> проводили исследования Н.М. Лебедева, Л.В. Остапенко, С.С. Савоскул, И.А. Субботина. В Институте географии РАН есть специальный банк данных по территориальным притязаниям (Н.В. Петров, В.Н. Стрелецкий, 0.Б. Глезер).

В результате в стране собран довольно значительный объем социологической информации, который может быть использован для анализа сложных ситуаций с целью предупреждения межэтнических конфликтов.

Прежде всего имеются данные об изменении в социальном статусе контактирующих в регионах этносов, о представительстве национальностей в престижных слоях, на дефицитных должностях, во властных структурах. По ряду республик есть материалы о социальном происхождении разных групп элиты, о темпах социальной мобильности титульных национальностей и других этнических групп, об авторитете лидеров, в том числе национальных движений, объединений, ассоциаций.

В банках исследовательских групп содержатся материалы о ценностных ориентациях, жизненных ценностях этнических групп, позволяющие судить о возможном конфликте ценностей в процессе трансформации общества, об углублении или ослаблении культурных границ. Наконец, все этносоциологические исследования фиксируют межэтнические установки и ориентации, авто- и гетеростереотипы, что дает возможность увидеть тенденции развития - нарастания или ослабления - межэтнических напряжений.

В ходе некоторых исследований изучалась популярность основных идеологом национализма, ориентаций на суверенитет и сецессии. Повторные исследования показывают динамику таких ориентаций.

При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологи участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.

I. См.: Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр этнополитических и региональных исследований. М., 1994. С. 33-34; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 390.

2. См.: Тишков В.А. Указ. соч. С. 358.

3. Подробнее об этом см.: Говорит элита республик Российской Федерации. М., 1996. С. 187-190; Тишков В-А. Указ. соч. С. 393, 394.

4. Ожиганов Э.Н. К событиям в Чеченской республике//Общая газета. 1995. 9-15 февраля.

5. Ельцин Б.Н. Послание Федеральному Собранию//Независимая газета. 1995. 17 февраля.

6. Панн Э., Попов А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 гг.// Мировая экономика и международные отношения. 1995. No 5.

7. См.: ПерепелкинЛ.С. Чеченская республика: современная социальнополитическая ситуация//Эгнографическое обозрение. 1996. Ne 1. С. 5 и др.

8. Тишков ВА. Указ. соч. С. 412.

9. См.: Дробижева Л-М., АклаевА-Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996. С. 94-102 и др.

10. Подробнее об этом см.: Там же. С. 76-103, 1 13-137, 188-204 и др.

11. См.: Государственная политика России в конфликтных зонах. С. 102106, 108-114.

ЛИТЕРАТУРА

АклаевА.Р. Проблемы насилия в межнациональных конфликтах//Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 3. Ч. 11. М., 1993.

Анчабадзе Ю-Д. Динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе//Там же.

Глезер 0.Б., Стрелецкий Д.Л. Типология территориально-этнических притязаний и конфликтов на территории бывшего СССР//Там же.

Дробижева Л-М. Этнополитические конфликты. Причины и типология//Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.

Дробижева Л.М., АклаевА.?., Коротеева 5.8., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

ЗдравомысловА-Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

Идентичность и конфликт/Отв. ред. М. Олкот, В. Тишков, А. Малашенко. М., 1997.

КозерЛ-А. Функции социологии конфликта//Американская социологическая мысль. М., 1996.

Как делается политика в США и России/Отв. ред. Д.Д. Азраал, Э.А. Панн, А.А. Попов. М., 1996.

Петров Н., Стрелецкий В., Троивший А. , Шорохов В. Чеченский кризис в этно- и политико-географическом измерении//Политический ландшафт России. Бюллетень. 1995, январь.

Ожиганов Э-Н. Факторы и динамика этнополитического конфликта// Куда идет Россия? Вып. III, М., 1996.

Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР (Некоторые подходы к изучению и практическому решению)//Советская этнография. 1990. Мо 1.

Наин Э-А., Попов А.А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 гг.// Мировая экономика и международные отношения. 1995. No 5.

Перепелкин Л-С. Чеченская республика: Современная социально-политическая ситуация//Этнографическое обозрение. 1996. No 1.

Тишков В-А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Этничность и власть в полиэтнических государствах/Отв. ред. В.А. Тишков. М., 1994. ПРИЛОЖЕНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология и методика этносоциологического исследования не отличаются принципиально от методологии и методики любого другого социологического исследования. Вот почему в данном разделе мы не ставим задачу полностью раскрыть то и другое, отсылая студентов к учебникам по методике социологических исследований', а сосредоточим внимание лишь на общих методических проблемах этносоциологического исследования, связанных с особенностями объекта и предмета изучения данной дисциплины.

Особенности выборки

Для того чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изучающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респондентов. На практике используется несколько разных методов отбора респондентов определенной национальности. Назовем основные из них.

1. Метод <фильтра>. Суть данного метода состоит в том, что по стандартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выступающего объектом в данном исследовании. В качестве <фильтра> при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окончательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей <объектного> этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, <порода> данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.

2. Метод <снежного кома> (<snowball>). Метод <фильтра> применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно многочисленна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории.

Формирование выборки по методу <снежного кома> начинается с выбора нескольких <стартовых точек>, т.е. индивидов, заведомо принадлежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, обращаться в Культурный центр данного этноса, в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и известных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами.

Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования.

Далее эта процедура повторяется еще и еще раз до тех пор, пока итоговая выборка не достигнет некоторой заранее установленной величины, достаточной для проверки гипотез исследования.

Особое внимание необходимо уделить подбору <стартовых> персон. Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и, что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы.

3. Метод отбора по косвенным признакам. Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, например, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для послед-них по очереди выборов.

Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозможно правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково.

Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, хантом и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.

Особенности опроса

Специфика применения методов опроса в этносоциологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из <онтологической> концепции этноса как группы - носителя специфического культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе такого исследования между исследователем и объектом исследования, между интервьюером и респондентом.

Практика этносоциологических исследований доказывает, что культурная дистанция - это в абсолютном большинстве случаев объективная реальность. Нарушение правил общения, демонстрация в процессе общения образцов поведения, не принятых в изучаемой этнической культуре, может привести и обычно приводит к тому, что респондент либо вообще отказывается сотрудничать с исследователем, либо <выдает> ему те ответы, которые, как он считает, от него ожидаются.

Проблема преодоления культурной дистанции важна как в анкетных опросах, так и при интервьюировании. Ясно, однако, что проведение интервью требует гораздо более тщательной культурологической подготовки исследователя и интервьюера.

Рассмотрим некоторые общие методы и практические приемы преодоления культурной дистанции, часть которых широко используется в практике этносоциологических исследований.

1) Язык инструментария (анкеты и бланк интервью). Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма существенна. Если анкета составлена или интервью проводится на языке, которым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то ценность результатов такого исследования практически равна нулю. Для преодоления этого <жесткого> языкового барьера при анкетном опросе обычно используется практика перевода анкеты на язык респондента, либо двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух версиях (например, на русском и татарском языках).

Для контроля качества перевода необходимо использовать такой испытанный прием, как обратный перевод, когда текст анкеты, переведенный, например, с русского на татарский язык, потом независимым переводчиком переводится с татарского на русский, а затем сличаются исходный и конечный текст на языке, на котором первоначально была подготовлена анкета.

2) Язык беседы.

Интервью целесообразно вести на том языке, которым и интервьюер, и респондент владеют наиболее свободно. В том случае, если такого языка нет, необходимо прибегать к помощи переводчика. Однако использование переводчиков крайне нежелательно по ряду причин: во-первых, это очень усложняет и удорожает исследование, во-вторых, переводчик 263

посредник в диалоге, обладающий своими психологическими особенностями, определенным социальным статусом, культурными ориентациями, что может повлиять на результаты исследования.

Именно поэтому переводчики в этносоциологическом интервью могу* использоваться лишь в очень редких, единичных случаях и крайне нежелательны при массовом интервьюировании. 3) Личность интервьюера.

В этносоциологии давно известно, что национальность интервьюера заметно влияет на ответы респондента. Интервьюерам, принадлежащим к той же национальности, что и опрашиваемый, даются более <этноцентричные> ответы, нежели принадлежащим к другой национальности'. Принято считать, что в таком случае ответы более объективны и откровенны. Вероятнее всего, так оно и есть. Однако необходимо учитывать следующее: интервьюер, принадлежащий к тому же этносу, что и респондент, как правило, имеет собственные достаточно выраженные установки по отношению ко всем моментам истории этноса; в процессе интервьюирования он невольно (а иногда и сознательно) может <корректировать> ответы респондента в соответствии с собственными взглядами.

Команды интервьюеров целесообразно формировать из людей разных национальностей, с тем чтобы минимизировать влияние личностных качеств интервьюера на результаты опроса. Среди интервьюеров-этносоциологов не должно быть людей, имеющих крайние позиции по вопросам этнической политики и культурного развития народов.

Руководители исследования перед его началом должны ознакомить будущих интервьюеров с основными фактами истории, современной этнополитической ситуацией, элементами духовной культуры этноса, который им предстоит изучать.

Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что интервьюеры, часто совершенно непреднамеренно, нарушают принятые нормы этикета, демонстрируют свою неосведомленность в самых элементарных, с точки зрения респондента, вопросах, а это снижает качество собираемого материала и иногда даже ставит под угрозу все исследование.

Переписи населения

Чаще других статистических источников в этносоциологических исследованиях используются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что в переписные бланки, наряду с социально-демографическими признаками, включались вопросы о национальности и языке.

К отечественным всеобщим переписям современного типа принято относить Всесоюзные переписи 1926, 1937, 1939, 1959, 1979 и 1989 гг., а также Первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 г. Иногда в этом ряду упоминается перепись 1920 г., но она не полностью охватила территорию РСФСР в тогдашних ее границах из-за продолжавшейся гражданской войны.

Материалы переписей используются на всех этапах этносоциологического исследования: в процессе предварительного осмысления проблемы, планирования выборки, интерпретации данных.

От переписи к переписи содержание многих признаков-вопросов, включавшихся в бланки, менялось. Вопросы о национальности и родном языке отражают не только объективные характеристики индивида, но и факты его сознания - самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Такой подход соответствует современным научным представлениям о сущности этноса и позволяет более гибко, чем при использовании <генетического> подхода (по происхождению или месту рождения), учесть влияние этнических признаков на численность этноса. Различия между переписями касались в основном количества учтенных при разработке материалов этнических общностей (минимальное 61 в 1939 г., максимальное - 178 в 1926 г.).

Вопросы о языке включались во все отечественные переписи, и везде использовалась одна и та же категория - <родной язык>. Однако с этой категорией связывалось различное содержание. В переписи 1897 г. вопрос о родном языке фактически использовался для определения этнического состава населения. Во всех последующих переписях использовалась трактовка родного языка как категории этнического самосознания (язык, который сам опрашиваемый считает своим родным языком). Однако при такой трактовке какая-то доля отвечающих неизбежно затрудняется назвать какой-либо язык в качестве родного. Поэтому в инструкциях к переписным листам послевоенных цензов пояснялось, что в тех случаях, когда опрашиваемый затрудняется определить свой родной язык, следует написать название языка, которым он лучше всего владеет или пользуется в семье. По мнению некоторых исследователей (к которому присоединяется и автор данной главы), существенным недостатком принятой формулировки основного языкового вопроса является смешение нескольких различных по содержанию категорий (языковых установок, компетенции и поведения), что создает неопределенность при интерпретации результатов переписей. В программы переписей после 1970 г. дополнительно был введен вопрос о втором языке народов СССР, которым отвечающий свободно владеет, что значительно расширило возможности изучения фактического распространения языков.

Наряду с вопросами о национальности и языке в переписные бланки включались социально-демографические признаки: пол, возраст, состояние в браке и число рожденных детей, образование, занятие, отрасль народного хозяйства, длительность проживания в данном населенном пункте и т.д. В программах последних переписей есть также вопросы о состоянии жилища и некоторые вопросы, цель которых - выявление социальных установок.

В то же время из программы переписей порой исключались вопросы, имеющие большое научное и практическое значение. В переписях 18971926 гг. содержались вопросы о социальной патологии (физические недостатки, психические заболевания и т.п.), изъятые из последующих переписей. Они, безусловно, должны быть восстановлены.

Начиная с переписи 1989 г., появилась возможность, которой раньше исследователи были практически лишены, а именно заказывать разработку тех или иных таблиц, входящих в Программу, в любом территориальном разрезе или по любой категории населения. Правда, стоимость таких разработок чрезвычайно высока. До этого исследователи могли пользоваться только таблицами, разработанными по заранее утвержденной Программе*.

Текущий учет населения

К материалам текущего учета населения, содержащим личностные характеристики, относятся следующие

1) архивы отделов ЗАГС, в которых хранятся акты о рождении и смерти, о заключении и расторжении брака;

2) картотеки паспортных столов милиции: форма, заполняемая при получении паспорта, листки прибытия и убытия, а также статистические талоны к ним, фиксирующие факт прописки и выписки;

3) домовые и похозяйственные книги, заполняемые на проживающих в каждом жилом помещении.

Из всех материалов текущего учета при изучении этносоциологических проблем, пожалуй, чаще всего используются материалы отделов ЗАГС о составе заключаемых браков. Этот источник позволяет изучать соотношение этнического и социально-профессионального состава брачных пар, влияние образования, расселения, миграции на частоту и продолжительность национально-смешанных браков.

Полезный эмпирический материал для изучения социологических аспектов этнографических процессов дает текущий учет паспортных ("голая милиции. Эти учреждения отвечают за прописку населения, постоянно или временно проживающего на территории данного отделения милиции. Прописка фиксируется в двух случаях: при получении паспорта и при изменении места жительства. В первом случае заполняется так называемая форма No 1, во втором - листки убытия и прибытия, а также статистические бланки.

Данные паспортных столов используются при организации территориальной выборки. Они могут быть полезны также при изучении проблем миграции.

Среди недостатков рассматриваемого источника отмечается неполнота учета мигрантов: поскольку заполнение адресных листков и отрывных талонов связано с актом прописки, в них не учитываются лица, проживающие и перемещающиеся без прописки.

Значительный интерес для изучения этносоциологических проблем представляют .чанные похозяйственного учета в сельской местности, а также домовых книг в городах.

Основными документами похозяйственного учета являются: форма Na 1 - похозяйственная книга, форма No 2 - список лиц, временно проживающих на территории сельсовета, форма No 3 - алфавитная книга хозяйств. Похозяйственные книги с момента своего введения в 1934 г. испытывали лишь незначительные изменения в составе учитываемых признаков. В отличие от.уже рассмотренных документов текущего учета населения, здесь каждая форма заполняется не на отдельного человека, а на семью - совокупность лиц, ведущих совместное хозяйство и находящихся в родственных отношениях. Помимо личных данных, в похозяйственных книгах содержится экономическая характеристика хозяйства.

В практике этносоциологических исследований похозяйстенные книги нашли применение при планировании выборки, при изучении социально-профессиональной структуры и мобильности сельского населения, при анализе тенденций развития поселенческой структуры отельных республик. По этим материалам этнографы изучали структуру семьи и межнациональные браки*.

Однако все это - лишь первые опыты, далеко не полностью реализующие возможности источника. Если все рассмотренные нами прежде источники как бы выхватывают отдельные моменты в развитии семьи, то похозяйственные книги дают возможность проследить ее историю в развитии, с учетом социального, этнического, демографического состава, миграции населения. Менее надежны экономические характеристики хозяйства, так как они связаны с налогообложением и в ряде случаев могут искажаться.

Бланки домовых книг также заполняются на одну семью, при условии проживания ее в одном помещении, и ведутся паспортистками ЖЭК и ЖСК. Каждый житель характеризуется примерно по тем же параметрам, что и в похозяйственных книгах; кроме того, фиксируются основные характеристики жилой площади. Материалы домовых книг могут стать важным источником этносоциологического исследования городского населения, хотя до сих пор они использовались в основном как вспомогательный источник при организации выборки. Также не разрабатывались данные картотек временного учета как в сельской, так и в городской местности. Исключение признака <национальность> из российских паспортов нового образца практически сделает все перечисленные источники лишь историческими и выведет их из оборота текущих этносоциологических исследований.

Изменившаяся с начала 90-х годов политическая ситуация в стране значительно расширила круг источников, доступных исследователю; в ряде случаев появились новые источники.

Ведомственные источники

Среди статистических форм, актуальность которых значительно усилилась в последние годы, следует упомянуть прежде всего форму 0-7, стандартную форму отчетности, принятую еще в системе образования РСФСР в середине 70-х годов и существующую по сей день. В ней содержатся сведения о численности школ, в которых преподается каждый из языков РФ (включая нетитульные), а также школ, в которых ведется преподавание предметов на этих языках. В них указывается и число учеников в каждой из школ, причем они разбиты по ступеням обучения. В федеральное Министерство образования каждая область ежегодно присылала отчет по полному списку языков. К сожалению, эти отчеты не всегда были полны и точны, поскольку областные и республиканские органы образования зачастую не столько стремились отразить в них реальную картину <этнизации> школы, сколько политическую линию того или иного руководства (областного, республиканского или московского). Поэтому нередки еду

чаи как явного завышения, так и явного занижения численности национальных школ и учеников в них. Вторым недостатком этого источника является то, что в настоящее время в нем не фиксируется национальность учеников.

Определенный интерес для исследователя этнических аспектов миграции представляют материалы областных миграционных служб, поскольку первичные формы регистрации обращающихся туда вынужденных переселенцев также содержат сведения о национальности.

Публикации материалов

С начала 90-х годов круг публикуемых материалов существенно расширился. Во-первых, появился ряд фундаментальных изданий справочно-энциклопедического характера, посвященных этнографии народов России, их языкам, политическим партиям, в том числе имеющим этнический характер'.

Во-вторых, о чем уже говорилось, в статистические сборнике, публикуемые как Госкомстатом России, так и областными статуправлениями, включаются таблицы по национальностям. Это касается в первую очередь миграции и естественного движения населения'.

В-третьих, в последние годы были опубликованы материалы, посвященные отдельным страницам истории этносов России; особый интерес для этносоциологов представляют публикации, связанные с разработкой основных принципов национальной политики на различных этапах истории российского общества. Серьезных этносоциологов, думается, не могут не заинтересовать, в частности, документы по депортации ряда народов в период Великой Отечественной войны и ее социально-этническим последствиям'.

Материалы формы 0-7, характеризующей динамику изучения различных языков в школе, удачно дополняются публикациями региональных программ развития национального образования, а также учебников и методических пособий. Они дают возможность наглядно представить содержание информации, передающейся через такой важный канал, как общеобразовательная школа, и по существу формирующей менталитет следующего поколения российских граждан*.

Наконец, в этносоциологии существует давняя традиция использования методов контент-анализа периодической прессы и художественной литературы с целью изучения информационного поля развития этнического самосознания и межнациональных отношений'. С методической точки зрения, контент-анализ в этносоциологии не имеет каких-либо специфических особенностей. Но определенную трудность в проведении сравнительных исследований создает тот факт, что в последние годы значительно увеличилось количество периодических изданий, выходящих на национальных языках.

I. МангеймДж.Б., Рич Р.К. Политология, методы исследования (пер, с англ.). М.: Весь мир, 1997; Капитанов Э.А. Социология XX века: история и технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. ДВА-ЭКСТРА, 1993.

2. Кондратьев В. С. Эксперимент ех post facto в социологическом исследовании//Советская этнография. 1970. No 2.

3. Арутюмян 10.8. и др. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984 (гл. 2).

4. См., напр.: Соловей Л-С. К вопросу о национально-смешанных семьях в Молдавии//Советская этнография. 1968. No 5. С. 88-90.

5. Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Государственные языки в Российской Федерации. М., 1995; Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы: Сб. документов и материалов в 10 кн. М., 1996 и др.

6. Так это было. Национальные репрессии в СССР в 1919-1952 гг. Т. 1 3. М., 1993.

7. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования//Информационный бюллетень. Вып. 1-5. М., 1992-1995 гг. МИЛО МО РФ; СусоколовА.А. Устойчивость этноса и концепции национальной школы России. М., 1994.

Наши рекомендации