Показатели эффективности управления
9.1. Эффективность управления: понятие, виды.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.
Эффективность управления — это характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:
• группа показателей, характеризующих эффективность системы управления;
• группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления;
• группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.
В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.
Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.
Оценка эффективности управления также предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.
Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.
В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и организациями в отрасли с целью выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой.
В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления.
Критерий -это качественный признак, на основе которого производится оценка, а показатель — это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.
Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:
· вырабатываются цели оценки;
· обосновываются критерии оценки;
· определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
· вырабатываются требования к критериям оценки;
· выбираются методы расчета критериев;
· проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
Рассмотрим критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
Общий критерий– экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление организацией своей миссии при наименьших затратах.
Группа локальных критериев:
· затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
· затраты материальных ресурсов;
· затраты финансовых ресурсов;
· показатели использования основных средств;
· ускорение оборачиваемости оборотных средств;
· сокращение срока окупаемости капиталовложений.
Группа качественных критериев:
· увеличение доли продукции высшей категории качества;
· ресурсосбережение;
· обеспечение экологической чистоты;
· выпуск продукции, необходимой обществу;
· улучшение условий труда и быта работников и т.д.;