Показатели эффективности управления

Для оценки эффективности управления можно использовать по­нятия «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествля­ется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управлен­ческой деятельности. В том и другом смыслах для характеристики эф­фективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности управления в широ­ком смысле используются обобщающие показатели. До недавнего време­ни для характеристики экономической эффективности системы управ­ления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стои­мость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.

Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) очень много; среди них рента­бельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоем­кость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста за­работной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широ­ком смысле могут быть:

— степень выполнения заказов потребителей;

— доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

— своевременность выполнения заказа;

— полнота выполнения заказа;

— оказание дополнительных услуг;

— послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

1. Обобщающий показатель:

Э -4

где Д — доходы организации;

3 — затраты на содержание аппарата управления.

2. Частные показатели:

— доля административно-управленческих расходов в общей сум­ме затрат организации;

— доля численности управленческих работников в общей числен­ности работающих в организации;

— норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:

1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

2) сокращение управленческого персонала;

3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персона­ла за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к раз­работке управленческого решения, и др.

К частным показателям социальной эффективности относятся: сте­пень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работ­ников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

Частные методики определения эффективности управления. Из-за сложности оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны приемы оценки эффективности отдельных мероприя-

тий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффектив­ности внедрения новой техники, автоматизированных систем управле­ния и др.

Наиболее типичным для определения экономической эффективно­сти мероприятий по совершенствованию управления является начисле­ние годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия. Коэффициент эффек­тивности совершенствования управления определяется по формуле

Показатели эффективности управления - student2.ru

где Эгод — годовой экономический эффект, полученный в результате про­ведения мероприятий; Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле

ЭГ0Д = С- ЗухЕн,

где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управ­ления; Ен — отраслевой нормативный коэффициент эффективности.

Для ориентировочной оценки эффективности проводимых меро­приятий по совершенствованию управления также используется показа­тель коэффициента обшей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к Кэ — коэффициенту эффективности совершенствования управ­ления):

где ДЭ — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприя­тий по совершенствованию управления, руб.; 3„ — общие затраты на совершенствование управления.

Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой ее социальной эффективности.

Социальная эффективность определяется отношением показате­лей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении усло­вий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья чело­века, облегчении и повышении содержательности его труда.

Расчет и анализ динамики указанных выше показателей не только позволяют оценить эффективность функционирования организации, но

и выявить те стороны, которые являются ее слабым местом, направив усилия на решение ее первоочередных проблем.

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-тех­нических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффектив­ности. В этой связи можно использовать классификацию факторов эф­фективности на уровне организации, представленную на рис. 15.1 (с. 220). Анализ подходов к определению наиболее важных направлений повыше­ния эффективности деятельности организации позволяет объединить их в две группы1:

1) мероприятия, связанные с ростом результата деятельности орга­низации;

2) мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов (ресур­сосбережение, снижение затрат фирмы).

В связи с тем что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют опре­деленных капиталовложений, инвестиций, экономическую эффектив­ность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.

Согласно названным Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов применяется следующая сис­тема показателей:

— показатели коммерческой (финансовой) эффективности, от­ражающие финансовые последствия реализации проекта для его непо­средственных участников;

— показатели бюджетной эффективности, отражающие финансо­вые последствия для федерального, регионального и местного бюджетов;

— показатели экономической эффективности, учитывающие зат­раты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пре­делы прямых финансовых интересов участников инвестиционного про­екта и допускающие стоимостное измерение.

Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дис-

1 См.: Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М. : Финансы и статистика, 2003. С. 530.

Показатели эффективности управления - student2.ru Показатели эффективности управления - student2.ru Показатели эффективности управления - student2.ru Показатели эффективности управления - student2.ru Пути роста экономической эффективности управления

^~ТГ

Мероприятия, связанные с ростом результата

Мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов

З^Е

Показатели эффективности управления - student2.ru


ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  
Применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов Совершенствование организации учета получения и использо­вания ресурсов Анализ действия закона масштаба, закона экономии времени и др.
Применение (обновле­ние) оборудования, требующего оптималь­ного расхода материалов Сокращение цикла производства от получе­ния до использования ресурсов Применение к управле­нию научных подходов менеджмента
Улучшение качества применяемых ресурсов и создание материалов с заранее заданными свойствами Повышение качества ремонта технологиче­ского оборудования Применение методов ФСА, прогнозирования, ЭММ
Совершенствование технической базы транс­портирования и хранения ресурсов Совершенствование организации производ­ства и труда с целью экономии ресурсов Улучшение условий труда и отдыха работников
Совершенствование технологических режимов переработки сырья Организация вторичного использования ресурсов Применение мер стимулирования и ответ­ственности за экономию
Создание эксперимен­тальной базы для моделирования расхода ресурсов Разработка и внедрение организационно-техни­ческих мероприятий по экономии ресурсов Осуществление социально-психологиче­ских мероприятий по экономии и качеству
Применение технологий, обеспечивающих высокое качество продукции Совершенствование организации производ­ства и труда с целью роста качества и объема производства Мотивация роста качества и производи­тельности труда, рост профессионализма работников
Применение оборудо­вания, обеспечивающего максимальную произ­водительность труда Разработка и внедрение организационно-техни­ческих мероприятий по улучшению качества Развитие корпоративного духа, корпоративной культуры во имя целей организации

Рис. 15.1. Классификация факторов эффективности

контирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды не­равнозначны.

Таким образом, эффективность управления — это эффективность действия людей в процессе достижения целей организации.

Контрольные вопросы

1. Что такое результативность управления?

2. Что такое эффективность управления?

3. Какова взаимосвязь понятий «результативность управления» и «эффек­тивность управления»?

4. Назовите критерий эффективности управленческого труда.

5. Какие сложности количественной оценки результатов управленче­ского труда существуют?

6. Что включает в себя эффективность управления в широком смысле?

7. Какие показатели характеризуют эффективность управления в узком смысле?

8. Назовите показатели социальной эффективности.

9. Назовите пути роста экономической эффективности управления.

ПРАКТИКУМ

Глава 1. Сущность, этапы развития и характерные черты современного менеджмента Вопросы для обсуждения

1. Менеджмент как вид человеческой деятельности.

2. Основные этапы развития менеджмента.

3. Современные научные подходы к менеджменту.

4. Развитие управления в России.

5. Особенности современного менеджмента.

Тесты

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы (их мож быть несколько в каждом тесте). Правильные ответы следует обвес в кружок, а в таблицах — отметить галочкой.

1. Ниже приводится ряд определений менеджмента. Выберите то,
которое наиболее полно раскрывает содержание менеджмен­
та в качестве процесса:

а) менеджмент — деятельность группы людей, соединяющих свои
усилия для достижения общих целей;

б) менеджмент — умение добиваться поставленных целей, исполь­
зуя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

в) менеджмент — это определенная категория людей, социальный
слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

г) менеджмент — это выполнение функций планирования, органи­
зации, мотивации, контроля и координации, необходимых для
того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;

д) менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми
в различных организациях;

е) менеджмент — это наука и искусство управления.

2. Что является задачей менеджмента:

а) обучение персонала;

б) взаимодействие людей;

в) обеспечение результативной и эффективной работы персонала
для достижения целей организации;

г) нахождение форм и методов управления рационального исполь­зования всех ресурсов организации?

3. Ниже перечислены школы менеджмента. Укажите их хроно­
логический порядок:

а) административная школа управления;

б) школа научного менеджмента;

в) поведенческая школа;

г) школа человеческих отношений;

д) количественная школа управления;

е) современные подходы к менеджменту.

4. Что из нижеперечисленного характеризует особенности со­
временного менеджмента:

а) человек рассматривается как один из факторов производства;

б) люди рассматриваются как главный ресурс организации;

в) фирма рассматривается как закрытая система;

г) фирма рассматривается как открытая система;

д) нацеленность работы организации на достижение результата?

5. Что понимается под парадигмой управления:

а) совокупность научных школ и подходов к управлению;

б) практика управления;

в) система взглядов на управление, сформированная на базе осно­
вополагающих научных идей и результатов и воспринятая прак­
тикой управления?

6. Какие из названных позиций характеризуют новую систему
взглядов на управление в России:

а) децентрализация системы управления;

б) моноцентрическая система хозяйствования;

в) переход к полицентрической системе хозяйствования;

г) сочетание рыночных и административных методов управления
предприятиями государственного сектора;

д) самоуправление организаций негосударственного сектора как
открытых социально ориентированных систем?

Задание

Приведите примеры, подтверждающие положение о том, что ме­неджмент — это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности.

Глава 2. Организация как объект управленияВопросы для обсуждения

1. Организация — открытая система.

2. Внутренняя среда организации.

3. Внешняя среда организации.

4. Жизненный цикл организации.

Тесты

1. Что из нижеперечисленного характеризует организацию как
открытую систему:

а) взаимодействие с внешней средой;

б) источник энергии (ресурсов) внутри себя;

в) получение ресурсов из внешней среды;

г) реагирование на изменение факторов внешней среды?

2. Какие из перечисленных организаций относятся к коммерче­
ским:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) товарищества на вере;

в) фонды;

г) акционерные общества;

д) общественные организации;

е) производственные кооперативы;

ж) государственные и муниципальные унитарные предприятия?

3. Что из перечисленного относится к внутренней среде органи­
зации:

а) структура управления организацией;

б) технический прогресс в отрасли;

в) цели организации;

г) персонал организации;

д) экономическая политика государства;

е) задачи организации?

4. Какой из перечисленных факторов относится к внешней среде
организации прямого воздействия:

а) потребители;

б) рынок;

в) конкуренты;

г) поставщики;

д) технический прогресс;

е) акционеры?

5. Какие из названных факторов внешней среды организации от­
носятся к факторам косвенного воздействия:

а) политика государства;

б) правовая среда;

в) инфраструктура;

г) природно-географические условия;

д) финансово-кредитная политика;

е) торговые предприятия?

6. Соблюдение каких из перечисленных условий помогает со­
хранить нормальное функционирование организации и умень­
шить риск банкротства:

а) избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет
успешно;

б) разрабатывать и осуществлять качественные планы по марке­
тингу с учетом четких целей;

в) постоянно расширять масштабы производства;

г) систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;

д) идти в ногу с потребностями рынка;

е) своевременно выявлять критические моменты, которые могут
представлять собой угрозу для предприятия?

Задание

Попытайтесь сделать анализ жизненного цикла известной вам орга­низации.

Наши рекомендации