Показатели эффективности управления

Показатель эффективности– количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями.

Показатель эффективности управления:

Показатели эффективности управления - student2.ru (1)

- где П – прибыль организации, ден.ед; - ЗУ – затраты на управление, ден.ед.

Коэффициент численности управленческих работников:

Показатели эффективности управления - student2.ru (2)

- где ЧУ – численность работников управления, чел;

- Ч - численность работников организации, чел.

Коэффициент затрат на управление:

Показатели эффективности управления - student2.ru (3)

- где З - общие затраты на управление, ден.ед.

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

Коэффициент эффективности совершенствования управления:

Показатели эффективности управления - student2.ru (4)

где Эг — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий, ден.ед;

- Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления, ден.ед.

Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:

Показатели эффективности управления - student2.ru (5)

где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления ден.ед;

- ЕН - отраслевой нормативный коэффициент эффективности.

Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):

Показатели эффективности управления - student2.ru (6)

где ЭО — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, ден.ед;

- ЗУ — общие затраты на совершенствование управления, ден.ед.

Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.

Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии фирмы, ее общественную значимость.

Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них:

ü повышение научно-технического уровня управления;

ü уровень интеграции процессов управления;

ü повышение квалификации менеджеров;

ü повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

ü формирование организационной культуры;

ü ·удовлетворенность трудом;

ü завоевание общественного доверия;

ü усиление социальной ответственности организации;

ü экологические последствия.

Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.

Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).

В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.

Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле:

Показатели эффективности управления - student2.ru (7)

где С1, С2 — стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), ден.ед.;

- В2 — годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;

- ЕН — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН); ЕН для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15;

ТН = 6,7 года;

- ЗЕД - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, ден.ед.

По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.

В связи с этим специалисты рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:

Показатели эффективности управления - student2.ru (8)

где Э — общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, ден.ед.;

- ЭВ — экономия, достигаемая за счет высвобождения численности.;

- ЭДС — экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;

- ЭТ — экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, ден.ед.;

- З — сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, ден.ед.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления.

Существует следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.

— Технические мероприятия направлены на совершенствование технологий, оборудования, режимов переработки сырья, качества применяемых ресурсов.

— Организационные мероприятия направлены на совершенствование организации учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.

— Социально-экономическиемероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Также необходимо проводить оценку эффективности труда менеджера, которая в свою очередь, является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:

· оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;

· оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;

· оценка результатов работы менеджера;

· оценка содержания труда менеджера.

Формами оценки менеджера являются: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им ежедневно в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств: профессионализм и компетентность; деловые качества; личные характеристики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА 1: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы для обсуждения

1. Анализ подходов к определению понятия менеджмент, характеристика объектов и субъектов менеджмента.

2. Основные категории менеджмента.

3. Понятие организации, черты, основные элементы.

4. Современный менеджер и его роль в организации.

5. Особенности развития теории и практики управления в Республике Беларусь.

Ситуации для анализа

Ситуация 1.Вы директор логистического центра. Ваш менеджер по логистике пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи менеджеру по логистике, а потом уже Вам. Вам это не нравится. Какие действия Вы предпримете, чтобы изменить ситуацию.

Ситуация 2.Вы начальник отдела логистики, к вам пришел сотрудник отдела с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спрашиваете его о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш отдел очень нужного и квалифицированного специалиста. Как бы Вы отреагировали на просьбу сотрудника?

Ситуация 3.Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее: посетителей устраивает ассортимент; посетители довольны качеством приготовленной пищи; им нравится качество обслуживания и вежливость персонала. Но посетители не хотели бы приходить в это кафе в следующий раз в связи с тем, что персонал плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, ругаются, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию. Какие мероприятия, на ваш взгляд, должен провести директор кафе для сплочения коллектива, создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Задание для самостоятельной работы

Задание 1.

Вы утверждены в должности начальника отдела закупок. Коллектив с вами не знаком. Подготовьте тезисы своего выступления перед работниками отдела, придерживаясь следующего плана:

1. Что вы можете рассказать о себе как о человеке и специалисте (ваше прошлое, настоящее, планы на будущее)?

2. Какие мотивы побудили вас прийти именно в этот отдел и занять должность начальника?

3. Ваше отношение к своим обязанностям, правам, полномочиям. Какие задачи вы хотели бы решать?

4. Что вы ожидаете от коллектива, в чем хотите найти поддержку и понимание?

5. Как вы представляете себе будущее отдела, трудового коллектива, его деятельность, общественную жизнь и перспективы роста?

Если учесть, что члены коллектива будут по-разному прогнозировать ваши действия, ожидая подтверждений своим предположениям, ваше выступление должно быть кратким, четким, аргументированным, убедительным, эмоционально ярким. Время на подготовку — не более 30 мин., на выступление перед коллективом отдела— 10 мин.

Задание 2

На основании имеющейся информации, личного опыта, установок и представлений постарайтесь прогнозировать свое поведение, если в первый день работы вы, как начальник отдела логистики, столкнетесь со следующими ситуациями:

1. Вам позвонят поставщики и сообщат о том, что нет оплаты за поставленные ресурсы.

2. Вам сообщат о поломке дорогостоящей оргтехники в отделе.

3. Вы получаете коллективную жалобу на одного из работников отдела.

4. К вам подойдет пожилой работник и сразу же начнет ругать прежнего начальника.

5. Вам предложат вечером после работы собраться узким кругом у одного из членов коллектива и отметить вступление в должность.

Постарайтесь дать краткое описание программы ваших действий в каждом конкретном случае. При обосновании любого из пяти случаев необходимо ответить на вопросы:

· Какие мысли возникли в первый момент?

· Как бы вы хотели поступить?

· Как поступите в действительности?

Время на подготовку — не более 30 мин., на сообщение о принятых решениях — 10 мин.

Темы докладов:

1. Особенности управления на белорусских предприятиях.

2. Американская модель менеджмента.

3. Японская модель менеджмента.

4. Китайская модель менеджмента.

5. Менеджер и его роль в управлении организацией.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Наши рекомендации