Подходы в менеджменте: количественный, процессный. Системный, ситуационный
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление- рассматривается как процесс состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называются управленческими функциями. Процесс управления состоит из 4-х основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
И связующих функций: принятия решения и коммуникации. Каждая управленческая функция тоже представляет процесс потому, что состоит из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех действий.
Количественный подход. Появление этого подхода связанно с переходом от экстенсивных методов управления производством к интенсивным. Количественный подход сформировался в 50 г. и совершенствуется до сих пор. Представители Р. Акофф, С. Бир, Р. Люс и др.
В развитие этого подхода внесли существенный вклад такие науки, как математика, инженерные науки, иформатика. Основной особенностью этого подхода явилась замена рассуждения и описательного анализа моделями, символами. Количественные методы получили название «исследование операций». Их суть сводится к следующему: для начала выявляются проблемы организации, затем разрабатывается модель ситуации, переменным которой задаются количественные значения. Это позволяет эффективно описать и оценить каждую переменную и отношения между ними.
В рамках количественного подхода разработаны следующие методы принятия решений:
Метод платежной матрицы
Дерево решений
Управление по целям
Кружки качества
Мозговой штурм
Портфельный менеджмент (управление портфелем инвестиций)
Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структурных движущих ими.
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход— это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Ситуационный подход- 80 г. «кейсовый подход» был направлен на развитие ситуационного мышления, этот подход чаще всего используют вне стандартных ситуациях, ситуациях неопределенности и риска. Воспитывает у менеджера такие качества как гибкость, предвидение, умение принимать запрограммированное решение в нестандартных ситуациях, быть оригинальным в достижении цели. Суть подхода состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличатся друг друга. Поэтому менеджер должен действовать исходя из того в какой ситуации он действует.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.
Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительноварьировать.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационный подход воспитывает у менеджеров такие качества как гибкость, предвидение, умение принять запрограммированное решение в нестандартной ситуации, быть оригинальным в достижении целей.