По истории зарубежной литературы xix в
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(РЕАЛИЗМ – 1830-1860 гг.)
ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА
Периодизация литературного процесса. Литература античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература XVII-XVIII веков: просвещение, предромантизм. Литература XIX века: романтизм, реализм. Литература рубежа XIX-XX веков. Литература ХХ века: реализм, модернизм, постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль XIX-ХХ веков. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
231 группа
Всего | ||
Всего аудиторных | ||
Лекции | ||
Семинарские | ||
Контроль самостоятельной работы студентов | ||
Самостоятельная работа |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса "Зарубежная литература 1830-1860-х гг." охватывает период в западноевропейской и американской литературе от Июльской революции, приведшей к власти крупную буржуазию, до Парижской Коммуны - первой пролетарской революции и первого пролетарского государства. Изменившиеся социально-экономические обстоятельства, нарождающиеся философские течения ХIХ века становятся основой возникновения нового художественного метода - критического реализма. Однако в произведениях данного периода черты реализма сочетаются с романтическими тенденциями, а в 50-60-е гг. - с проявлениями символизма и натурализма.
Цели предлагаемой программы:
а/ дать слушателям общее представление о реализме как методе и направлении во Франции, Англии, Германии, США, и о его взаимодействии с другими художественными направлениями;
б/ ознакомить студентов с жизнью, творчеством и наиболее яркими произведениями писателей указанных стран в исследуемый период;
в/ научить анализировать произведения с точки зрения принципов реализма, выявляя при этом черты нереалистического характера.
Программа построена на принципах историзма, хронологии, опоры на творческий метод /реализм и романтизм/, выявлении связей с русской литературой. Изучение материала предполагает использование как традиционной, так и нетрадиционной методик.
Практические занятия по курсу преимущественно посвящены анализу произведений, входящих в школьную программу. Методические рекомендации к самостоятельным работам позволят студентам более целенаправленно готовиться как к практическим занятиям, так и осваивать темы, не получившие достаточного освещения в лекционном курсе.
Представленная программа учитывает важные аспекты в литературной подготовке учителей средней школы.
Изучив курс, студент должен овладеть следующими навыками и умениями:
1. Подбирать краткую биографию по заданной теме;
2. Составлять различные виды конспектов научно-критической литературы: план, тезисный план, цитатный план, цитатный конспект, конспект-изложение;
3. Сопоставлять позиции разных исследователей по отдельным дискуссионным вопросам;
4. Знать основные литературоведческие термины и уметь пользоваться ими при рассмотрении произведений;
5. Иметь представление об основных жанрах литературы изучаемого периода, уметь характеризовать особенности их содержания и формы;
6. Анализировать поэтику художественного произведения /ритмико-мелодическую организацию, речь, композицию и сюжет/ как по отдельным компонентам, так и в системе компонентов;
7. Освоить принципы историзма в анализе литературного произведения: уметь находить связь между идейно-эстетическими особенностями произведения, творческой индивидуальностью писателя, его идейно-художественными исканиями и исторической эпохой, духовной жизнью общества, художественными традициями и тенденциями времени.
Курс завершается экзаменом, оценка по которому выставляется с учетом следующих параметров: а) посещаемость лекций; б) наличие конспектов лекций (в случае пропусков необходимо проработать материал по учебникам и одной монографии, ориентируясь на тематику лекций); в) наличие читательского дневника, в котором указывается автор, название, главные герои прочитанных студентами произведений, кратко излагается сюжет, дается графическая схема систем образов романов, из стихов выписываются цитаты, необходимые для анализа; г) наличие словаря литературоведческих терминов; активная работа на практических занятиях; д) наличие конспектов теоретических работ к практическим занятиям и по темам, вынесенным на самостоятельное изучение; ж) написание контрольной работы /среза/ по французскому реализму /в середине семестра/: оценка учитывается на экзамене; з) участие в литературной композиции по творчеству одного из поэтов изучаемого периода.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Критический реализм как метод и направление. Связь с реализмом ХYIII века и с романтизмом. Роман как основной жанр реализма. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов. Бинарные черты в психологизме реалистов. Эстетические манифесты реалистов /Стендаль. Бальзак/. Французская литература. Ж.П.Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики. Стиль. Связь с народным творчеством. Беранже в России. – 2 часа
2. Ф.Стендаль. Философия, этика и эстетика Стендаля "Расин и Шекспир", "Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская" как основа кредо писателя. "Ванина Ванини" - проблема метода новеллы, связь с сюжетами и героями романов. "Красное и черное" - проблема названия романа, документальная основа, хронотоп, роль композиции в раскрытии идей, тема Наполеона. Принципы создания главных героев, эволюция человека и общества в романе. – 2 часа
3. О.де Бальзак. Условия формирования творческой личности. "Предисловие к "Человеческой комедии" и "Этюд о Бейле" как фундамент творчества писателя. Принцип социальной детерминированности характера героини в романе "Евгения Гранде". Повесть "Гобсек", глубина социального анализа, особенности композиции и метода, мастерство воплощения типических характеров эпохи. – 2 часа
4. "Отец Горио" - сюжетный узел "Человеческой комедии" Нравственность и деньги, сущность семейных отношений, концепция общества, личности, способы изображения человека и внешнего мира. Реминисценции Шекспира и Гете в романе. Бальзак и Достоевский. Традиции Бальзака в мировой литературе. – 2 часа
5. П. Мериме. Условия формирования личности. Периодизация и жанровое многообразие творчества Мериме. "Хроника времен Карла IХ". Идеи Предисловия и YIII главы романа. Концепция истории и нравственности в "Хронике" и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа, реальные и вымышленные персонажи. Экзотические и "французские" новеллы Мериме. Анализ "Матео Фальконе", "Кармен", "Этрусская ваза", "Арсена Гийо". Мериме и русская литература. Мериме и Пушкин. – 2 часа
6. Французская литература середины ХIХ века. Политическая ситуация. Демократизация литературы и литературного героя. Введение в обиход термина "реализм", его специфическое понимание. Литературная группа "Парнас": отношение ее представителей к социальным событиям, принципы эстетики. Т.Готье об искусстве. Л.де Лиль - философия, поэтика, проблематика стихов. Ш.Бодлер. Политические и эстетические воззрения. "Цветы зла" – смысл названия, композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания "интеллектуальной поэзии". Необычность образной система, двоемирие. Бодлер в России. – 2 часа
7. Г.Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Понятие "Башня слоновой кости". "Лексикон прописных истин" как отражение взглядов буржуа-мещанина. Роман "Госпожа Бовари" - смысл названия, хронотоп, проблематика, композиция, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажей и среды. Принцип безличности и его реализация через "подсознательную поэтику", символику, портрет. "Саламбо" - исторический роман, отношение к романтической концепции истории. Натуралистические и символические черты. Флобер и русская литература. – 2 часа
8. Общая характеристика английского реализма. Ч. Диккенс. Истоки личности, отношение к общественным институтам. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Наличие тайн, предчувствий, совпадений, узнаваний, благополучных концовок как воплощение авторской концепции мира и человека. Периодизация творчества. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры. Диккенс в России. – 2 часа
9. У. Теккерей. Социально-политические воззрения. Предисловия к романам "Ньюкомы" и "История Пенденниса" как отражение концепции искусства и истории. "Книга снобов" как этап формирования метода автора. Роман "Ярмарка тщеславия" - хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повествования, роль автора и Кукольника. Теккерей в России. – 2 часа
10. Общая характеристика немецкой литературы. Драмы Г. Бюхнера, К. Гуцкова, Ф. Геббеля. Г. Гейне. Периодизация творчества. Общественные и литературные связи. 1810-1820-е годы: идеи статьи "Романтика". Художественные и идейные задачи "Книги песен", их реализация в лирике 1840-х годов. Поэма "Германия. Зимняя сказка". Двойственность в восприятии революции и религии. "Романцеро" - ирония и жизнеутверждающие мотивы. – 2 часа
11. Американская литература в 1850-1860-е годы. Общая характеристика. Н.Готорн - основатель морально-психологического направления в литературе Америки.
12. Анализ романа "Алая буква", новеллы "Великий Каменный лик". Г.Мелвилл - представитель философского направления в американской литературе. Специфика жанра и метода романа "Моби Дик, или Белый Кит". Влияние творчества Мелвилла на американских авторов ХХ века. – 2 часа
13. Проблематика и метод романа Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". У. Уитмен. Становление личности поэта. История создания и композиция сборника "Листья травы". Трансцендентализм - философская основа творчества. Эстетическое новаторство Уитмена: создание свободного стиха. Особенности поэтического стиля, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Уитмен и мировая литература. Уитмен и Маяковский. – 2 часа
Основные понятия,
которые должен усвоить студент в процессе изучения курса.
Автор, гипербола, жанры: социально-психологический реалистический роман, воспитательный и авантюрный роман, психологическая новелла; интеллектуальная поэзия, лейтмотив, объективное повествование, подтекст, психологизм, реминисценция, связь с романтизмом, символика, социальная среда, социальная детерминированность характера, сюжет и фабула, специфика и роль предметного мира, типичные обстоятельства, типичность, хронотоп, юмор.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА (РЕАЛИЗМ)
Практическое занятие №1