Из литературы народов россии. из зарубежной литературы

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности худо- жественной образности аварского поэта.

Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература. Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни при- роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления). Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Виды деятельности учащихся:

Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Выявление нравственной проблематики стихотворений.

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров .Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация подготовленных страниц устного журнала. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или песни на стихи поэта, ответы на вопросы викторины.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

· различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

· видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

· объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

· видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

· передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

· видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

· аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

· выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

· сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

· оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

· сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

· стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

· участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

· понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

· понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных произведениях;

· извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

· создавать устные монологические и диалогические высказывания в сфере общения.

Наши рекомендации