По «Истории зарубежной литературы ХIХ века (романтизм и реализм)»

  1. Эпоха конца 18-начала 19 в. в Европе. Культурно-исторические предпосылки зарождения романтизма, философская основа романтического метода. Общая характеристика романтизма: основные принципы эстетики и художественного метода (конфликт, герой, идейное содержание, особенности стиля), национальные школы.
  2. Характеристика йенской школы немецкого романтизма: эстетика, философия, творчество (Шлегель, Новалис. «Фрагменты»).
  3. Эстетические и философские принципы творчества Новалиса (цикл «Гимны к ночи»).
  4. Жанровое своеобразие, особенности стиля и идейное содержание романа «Генрих фон Офтердинген» Новалиса.
  5. Основные темы и мотивы лирики Гельдерлина.
  6. Общая характеристика гейдельбергского романтизма. Лирика Брентано.
  7. Особенности романтического конфликта в новелле Клейста «Михаэль Кольхаас».
  8. Жанр сказки в творчестве Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Романтическая и сатирическая ирония Гофмана.
  9. Сюжетно-композиционное своеобразие и образы героев в «Житейских воззрениях кота Мурра» Э.Гофмана.
  10. Особенности романтизма во Франции. Теоретики романтизма. Принципы романтической эстетики в творчестве Гюго.
  11. Собор как сюжетный и композиционный центр романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Образы главных героев. Концепция истории в романе.
  12. Тематика и художественные особенности лирики А.Ламартина и А.Виньи
  13. Женские образы и тема любви в романах Ж.Санд.
  14. Повесть Шатобриана «Рене» и ее место во французском романтизме.
  15. Особенности романтизма в Великобритании. Проблематика, композиция и стиль поэтического цикла У.Блейка «Песни невинности и Песни опыта».
  16. Жанр исторического романа в творчестве В.Скотта. Черты романтического метода в романе «Айвенго».
  17. «Озерная школа»: общая характеристика. Поэтическое новаторство лейкистов. Своеобразие поэзии У.Вордсворта.
  18. Авторская аллегория в поэме С.Колриджа «Сказание Старого морехода».
  19. Поэзия Дж.Китса и ее место в английском романтизме.
  20. Творчество Дж.- Г. Байрона. Герой и автор в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда».
  21. Лирика Байрона: основные темы, мотивы, настроение, лирический герой.
  22. Поэтическое преображение мира в лирике Шелли.
  23. Романтизм в США. Общая характеристика. Особенности содержания и стилевое своеобразие новелл Ирвинга.
  24. Общая характеристика творчества Ф.Купера. Своеобразие основного конфликта в романе «Следопыт».
  25. Роман Готорна «Алая буква»: проблема греха и наказания, символика, отношение автора к пуританству.
  26. Основные положения «Философии творчества» Э.По и их реализация в новеллах: принцип создания героев, особенности стиля и раскрытия авторского замысла.
  27. Своеобразие лирики Э.По: основные темы и мотивы, особенности символики и звукового оформления стихотворений. Анализ стихотворения «Ворон».
  28. Философский роман Г.Мелвилла «Моби Дик». Проблема зла и ее художественное решение. Роль библейского контекста. Символический пласт повествования.
  29. Эпоха середины 19 в. в Европе, культурно-исторические предпосылки зарождения реализма. Основные принципы классического реализма (конфликт, герой, идейное содержание, особенности жанра и стиля). Преемственность романтического и реалистического методов.
  30. Общая характеристика французского реализма. Творческий путь Бальзака. Эстетика Бальзака. Предисловие к «Человеческой Комедии».
  31. Повесть «Гобсек» Бальзака и ее место в цикле романов «Человеческой Комедии». Принципы типизации в «Гобсеке» Бальзака.
  32. Психологизм Бальзака (на примере повести «Гобсек»).
  33. Философский смысл «Шагреневой кожи» Бальзака.
  34. Стендаль о задачах искусства и роли писателя («Расин и Шекспир»).
  35. Особенности решения конфликта личности и общества в романе Стендаля «Красное и черное». Символика романа.
  36. Психологизм Стендаля в романе «Красное и черное». Бальзак и Стендаль – два пути французского реалистического романа 19 в.
  37. Эстетика Флобера. «Лексикон прописных истин».
  38. Автор и герой в романе Флобера «Госпожа Бовари». Образ Эммы Бовари.
  39. Литературная техника и особенности иронии в романе «Госпожа Бовари».
  40. Проблемы воспитания и развития личности в романе «Госпожа Бовари».
  41. Своеобразие новелл Мериме.
  42. Особенности творческого метода Г.Гейне в поэме «Германия. Зимняя сказка».
  43. «Книга песен» Гейне: структура, идейно-художественное своеобразие.
  44. Общая характеристика английского реализма. Периодизация творчества Диккенса и краткая характеристика каждого из этапов. Проблема эволюции творческого метода Диккенса.
  45. Образы главных героев и особенности конфликта в романе Диккенса «Домби и сын».
  46. «Рождественские рассказы» Диккенса: нравственный смысл, функции юмора и гротеска, символика.
  47. Общая характеристика творчества Теккерея. Диккенс и Теккерей (сравнительный анализ)
  48. Роман Теккерея «Ярмарка тщеславия»: своеобразие композиции, характер и средства сатиры.
  49. Особенности создания образов в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия». Образ Кукольника.
  50. Понятие «викторианства» (исторический, идеологический, этический аспекты). Решение духовно-нравственных проблем эпохи в романе Ш.Бронте «Джен Эйр».
  51. Черты эстетики романтизма и реализма в «Грозовом перевале» Э.Бронте.
  52. Главные образы и особенности психологизма в романе Дж.Остен «Гордость и предубеждение».
  53. Черты поэтики натурализма и романтизма в поэзии Уитмена («Листья травы»).
  54. Слово и образ в поэзии Уитмена. Анализ одного стихотворения.




Филологический факультет

Курс ОДО

Преп. Блинова М. П.

Темы семинарских занятий

Наши рекомендации