Список источников и литературы. 1. Дьюи Дж. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : Учеб

Обязательные:

1. Дьюи Дж. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С. 490-501.

Дополнительно рекомендуемые:

2. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2001. – С. 59-61, 122-124, 148-150, 155-156, 187-194.

3. Малькова З.А. Джон Дьюи – философ и педагог-реформатор // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 95-104.

Раздел 3. Педагогика как наука

Занятие 8.

Тема: Задачи педагогической науки

Понятия: педагогическая наука, виды педагогических задач, постоянные задачи, временные задачи

Вопросы для обсуждения:

1.Раскройте понятие «задача педагогической науки», его отличие и связь с задачами образования.

2.Дайте характеристику видов задач педагогической науки. Установите взаимосвязь видов задач педагогической науки с функциями педагогики как науки.

3.Раскройте содержание постоянных и временных задач педагогической науки на современном этапе развития педагогики.

4. Составьте карту-схему «Задачи педагогической науки».

Задачи педагогической науки
Постоянные Временные
1. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и обучения.   1. Научное обоснование и практическая разработка нормативной и концептуальной базы образования  
2. Разработка новых методов, средств, форм и систем образования, обучения и воспитания.   2. Разработка механизмов, диагностического инструментария мониторинга образования  
3. Внедрение результатов научных педагогических исследований в образовательную практику.   3. Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса  
4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее   4. Программное обеспечение образовательного процесса  
5. Разработка новых образовательных технологий и систем управления образованием      
6. Разработка методологических проблем педагогики      

Примечание: карта–схема заполняется на основе материалов статей периодических изданий.

Базовый учебник:

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 15-22.

Список источников и литературы:

1. Краевский В.В. Задачи педагогической науки / В.В. Краевский // Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академия, 2003. - Гл 1. - С.13-18.

2. Давыдов В.В. Научно – исследовательская деятельность РАО/ В.В. Давыдов // Педагогика. - 1993. - №7.

3. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 2009. - № 1. – С. 3-8.

Контрольные вопросы:

1. Для чего педагогу практику необходимо ориентироваться в постоянных и временных задачах педагогической науки?

2. Как связаны между собой постоянные и временные задачи педагогической науки?

3. Какими факторами обусловлено постоянное изменение и конкретизация задач педагогической науки?

Занятие 9.

Тема: Система педагогических наук.

Понятия: система, педагогика, общая педагогика, возрастная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, история педагогики, этнопедагогика, форма связи наук, интеграция, дифференциация.

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под педагогикой как системой наук об образовании человека?

2. Какова роль процессов интеграции и дифференциации педагогического знания в развитии педагогики как системы наук о воспитании и образовании личности?

3. Укажите и охарактеризуйте основные отрасли педагогического знания.

4. Раскройте связь и сущностные отличия между различными отраслями педагогической науки.

Задание: составьте схему «Педагогика как система наук об образовании личности» (выполняется на семинарском занятии).

Базовый учебник:

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 56-68.

Список источников и литературы:

Обязательные:

1. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. – М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – Гл 1. – С. 11-31.

Дополнительно рекомендуемые:

3. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке / И.К. Журавлев –М., 1990.

Занятие 10.

Тема: Антропологический подход в педагогической науке.

Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?

2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почему их необходимо учитывать в процессе образования личности?

3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?

Задание: составьте сравнительную схему-таблицу «Теории развития личности»

Название теории Авторы Понятие личность Источники и факторы развития личности Роль воспитания и обучения в развитии личности
Теория научения          
Гуманистические теории        
Когнитивная теория        
Деятельностная теория        

Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы

Базовый учебник:

Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. - С.45-70, 77-91,111-123.

Наши рекомендации