Кафедра русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы

Кафедра русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы

   

Абрамовских Елена Валерьевна

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов филологического факультета,

Обучающихся по направлению

050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки–«Русский язык», «Литература»

(бакалавриат)

Самара – 2015

Е.В. Абрамовских

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки

педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование

Самара – 2015

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

УДК

ББК

Ответственный редактор: доктор филологических наук, доктор педагогических наук профессор О.М.Буранок

Рецензенты:

кандидат филол. наук, доцент С.Е.Подлесова (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»)

доктор филол. наук, доцент Т.Ф.Семьян (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Научно-исследовательский университет)

Абрамовских Е.В.

Теория литературы:учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета, обучающихся по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат). Изд. 2, испр. и доп. Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2014.

ISBN

Учебно-методическое пособие «Теория литературы» содержит авторскую программу, конспект лекции по литературоведческим направлениям и школам, планы практических занятий, материалы для самостоятельной работы, тематику письменных работ и методические рекомендации для студентов, обучающихся на филологическом факультете по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат).

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ПРОГРАММА КУРСА.. 9

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ». 27

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 47

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 64

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 66

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 72

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 83

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины:сформировать у студентов представления о проблемном поле и исследовательском аппарате литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке, понимание специфики литературы как предмета научного исследования, место литературоведения в системе других гуманитарных дисциплин; владение основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, а также сформировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Дисциплина читается на 1 и 2 семестре 1 курса, поэтому знания умения и навыки для освоения дисциплины у студентов не сформированы предшествующими вузовскими дисциплинами. Используются остаточные знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения школьного курса «Литературы», как-то: знания о родах и жанрах литературы, некоторых категориях поэтики (сюжет, композиция, понятие о тропах и фигурах), входящих в школьную программу. Для освоения дисциплины должны быть установлены межпредметные связи со следующими дисциплинами: «Античная литература», «Древнерусская литература», «Фольклор».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций,которые характеризуются:

а) общекультурные (ОК):

– способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

– способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

в) специальные (СК)

– владением знаниями в области фольклора, истории и теории литературы и современного литературного процесса, знаниями о художественном своеобразии литературного произведения и творчества отдельных писателей (СК-1);

– способностью применять знания в области русского языка, теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста в своей педагогической и научно-исследовательской деятельности (СК-4);

– способностью отбирать учебно-методические материалы для преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях разного типа, проводить занятия и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе на основе общепринятых и авторских программ (методик) (СК-6).

Образовательные результаты:

а) общекультурные, ОК-3:

умеет:

– собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы: письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности;

ОК-9:

знает:

– новейшие электронные ресурсы, подготовленные работниками высших учебных заведений, научно-исследовательских центров;

б) профессиональные, ПК-1:

знает:

– понятийный аппарат теории литературы, принципы анализа текста;

умеет:

– использовать знания по теории литературы в преподавании базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

в) специальные, СК-1, СК-4, СК-6:

знает:

–проблемное поле и исследовательский аппарат литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке;

– специфику литературы как предмета научного исследования, место теории литературы в системе других гуманитарных дисциплин;

– понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально разбираться в научных направлениях и школах современного литературоведения, анализировать художественные произведения различных жанров и форм;

умеет:

–ориентироваться в закономерностях родов и жанров, в смысле и структуре отдельных произведений;

– применить весь спектр знаний и навыков в области освоения теории литературы в дисциплинах, связанных с методикой преподавания литературы в школе, а также в ходе педагогической практики;

владеет:

–основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами;

– навыками использовать полученные знания и умения в области освоения теории литературы при подготовке квалификационной работы на степень бакалавра.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. Всего 180 часов. Аудиторные занятия 68 часов. Самостоятельная работа 76 часов.

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
1. Раздел 1. Литература как вид искусства. Темы: Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения. Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности. Тема 3. Поэзия и проза. Принципы разграничения. -
2. Раздел 2.Художественный мир произведения. Темы: Тема 1. Литературное произведение как художественное целое. Тема 2. Основные понятия «сюжетологии». Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. Тема 3. Художественное время и пространство. Тема 4. Композиция текста. Тема 5. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. Проблема повествования. Повествователь и рассказчик. Тема 6. Герой, персонаж, характер и тип. Тема 7. Понятие «вещи» в художественном произведении.   10 (5 тем) -
3. Раздел 3.Родовая специфика литературы Темы: Тема 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения. Тема 2. Мир лирического произведения. Тема 3. Теория драмы.     -
4. Раздел 4. Категория литературного жанра Темы: Тема 1. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. Тема 2. Проблемы развития лирических жанров. Тема 3. Классическая и неклассическая драма.     -
5. Раздел 5. Стиль литературного произведения Темы: Тема 1. Автор и традиция. Тема 2. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия)     -
Раздел 6. Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели.  
Итого  
4 з.е.

ПРОГРАММА КУРСА

«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел 1. Литература как вид искусства

Введение

Научный статус литературоведения.Предпосылки литературоведения как науки. Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, закономерностях её развития, о принципах анализа отдельных художественных произведений, творчества писателей и литературного процесса в целом. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины (история литературы, литературная критика). Связь теории литературы с науками вспомогательными (историография, текстология, библиография). Литературоведение и смежные научные дисциплины (лингвистика, история, психоанализ, эстетика, семиотика, типология культуры). Разделы теории литературы. Поэтика и история литературы.

Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения.

Специфика искусства. Искусство как познание (теория образа). Искусство как «язык» (семиотическая природа литературы). Искусство как творчество.

Споры о специфике и сути искусства в античности. Учения Аристотеля (теория подражания) и Платона (теория символизации) и их трансформации в последующих этапах развития искусства. Понятие о знаковости искусства. Литература как вторичная знаковая система. Эстетическая и коммуникативная природа литературы. Образ художественный как выражение специфики художественной литературы. Проблема художественной условности. Структурные и функциональные определения литературы. Литература и литературность. Происхождение литературы; литература и фольклор. Литературный факт; соотношение литературы с «бытом». Понятие текста.

Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности.

Этапы литературного процесса. Понятие художественный метод. Художественный метод как совокупность основных творческих принципов. Связь художественного метода и литературного направления, течения и стиля. Понятие литературного направления и течения. Литературное направление как конкретно-историческая категория литературного процесса. Литературное течение – вид, частная форма воплощения, фиксации литературного направления, объединённых общностью мировоззрения и эстетических принципов.

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Реализм, символизм, авангард, соцреализм, постмодернизм – общие характеристики и проблемы определений. Специфика художественных методов XX века.

Современные подходы к изучению литературного процесса: рефлективный традиционализм, креативизм, модернизм.

Тема 4. Композиция.

Композиция и точка зрения. Научная традиция. Господство широкого понимания: композиция – «построение произведения». Анализ определений в справочной литературе. Границы «текста», «структуры», «произведения» как вопрос композиции. Композиция и деление текста на части. Виды композиционной организации текста (кольцевая, зеркальная).

Композиционные формы и композиционные приемы. Статические и динамические начала композиционных форм. Простые и сложные композиционные формы. Портрет, пейзаж, монолог, диалог. Синтетические композиционные формы. Сцена. Лирические отступления. Проблема точки зрения. Внешняя и внутренняя точка зрения.

Композиционные уровни и архитектонический план.

Тема 5. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. Проблема повествования. Роль повествования в системе композиционных форм речи. Повествователь, рассказчик и «образ автора» в их соотношении друг с другом, с героями и автором-творцом, а также в общей для них посреднической функции. Субъект речи и носитель точки зрения.

Тема 3. Теория драмы.

Театроведческий и литературоведческий подходы к драме. Три варианта теорий драмы. Катастрофа и катарсис. Пространство-время драматического события и позиция зрителя. Сюжет драмы. Конфликт. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа.

Тема 1. Автор и традиция.

Понятие стиля. Возникновение индивидуальных стилей в русской литературе XVIII века в связи с «осознанием авторских прав» (В. В. Виноградов) и в рамках систем (методов) образного восприятия действительности. Границы употребления термина (стиль национальный, стиль эпохи, направления, течения, стиль писателя) с точки зрения современного литературоведения. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие. Стиль и язык. «Лингвистическая» концепция стиля (А. М. Пешковский). Литературоведческая стилистика. Проблемы поэтической стилистики (поэтическая лексика, поэтический синтаксис, эвфония). Теория «литературного» (В. В. Виноградов) образного стиля. Носители стиля. Современное литературоведение о «стилеобразующих факторах» в художественном творчестве. Признание носителями стиля только категорий формы, с одной стороны, и распространение функционального значения категории художественного стиля на содержание (в том числе на тему и идею) – с другой. Различные определения и толкования понятия стиль. Стиль как выражение художественного мастерства писателя.

Учебники и учебные пособия

1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. Изд. 2-е. М., 2006.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Изд. 3-е. М., 1988.

3. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

4. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Нижний Новгород, 1997.

5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций / Под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. СПб.,1996.

6. Крупчанов Л.М. Теория литературы: учебник. М., 2012.

7. Мещеряков В.П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. 3-е изд. Учебник для бакалавров. М., 2015.

8. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.,1978.

9. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.,2006.

10. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 5-е. М.,1976.

11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступит. ст. Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М., 1996. http://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm; http://www.reader.boom.ru/tomash/tema.htm

12. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики / Вступ. ст., прим. Л.В. Чернец. М., 2007.

13. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы / Пер. с англ. [ Wellek R., Warren A. Theory of Literature. New Haven, London, 1948] / Вступит. ст. А.А. Аникста. М.,1978.

14. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М.,1998.

15. Хализев В.Е. Теория литературы. [1999] Изд. 4-е. М., 2005. http://www.hqlib.ru/pa.php?pa=%09%D5%E0%EB%E8%E7%E5%E2%09%C2%E8%EA%F2%EE%F0%09

16. Художественная антропология и творчество писателя / Под ред. В.В. Савельевой, Л.И. Абдуллиной. Усть–Каменогорск–Алматы, 2007.

17. Фарино Е. Введение в литературоведение [1978–1980]. СПб., 2004.

18. Kayser W . Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einfuhrung in die Literaturwissenschaft. 15. Aufl. Bern – Munchen, Francke, 1971.

Хрестоматии

1. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек [1979] Изд. 4-е. М., 2006.

2. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Автор-сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2001. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/index.php

3. Хрестоматия по теоретическому литературоведению / Изд. подгот. И.А. Чернов; Отв. ред. З.Г. Минц. Тарту, 1976.

4. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова; Вступит. ст. П.А. Николаева. М., 1982.

Дополнительная литература

Справочная литература

1. Беляев В.Ф. Основная терминология метрики и поэтики // Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / Изд. 2-е. М., 1969.

2. Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М., 2007.

3. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М., 2010.

4. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е.А. Цурганова. М., 2004.

5. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm

6. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966. http://www.feb-web.ru/feb/kps/kps-abc

7. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. Изд.2-е. Ред.-консультант И.Б. Роднянская ; Ред.-библиограф А.И. Фрумкина. М., 1998.

8. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

9. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

10. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1–8. М., 1962–1978. / Под ред. А.А. Суркова. Т. 9 (доп.).

11. Литературная энциклопедия / Под ред. В.М. Фриче, А.В. Луначарского. М., 1929-1939. Т. 1–9, 11. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop

12. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов /Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. М.; Л., 1925. Т.1–2. http://www.feb-web.ru/feb/slt/abc

13. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001.

14. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. http://www.rubricon.com/led_1.asp

15. Литературоведческие термины (Материалы к словарю) / Ред.-сост. Г.В. Краснов. Коломна, 1997-1999. Вып.1–2.

16. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, 2007.

17. Мосткова С.Я., Смыкалова Л.А.,Чернявская С.П. Английская литературоведческая терминология. Л., 1967.

18. Пави П. Словарь театра / Пер.с франц. М., 1991.

19. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.

20. Путеводитель по искусству / Под ред. Я.Чамберса. М., 2004.

21. Розановская энциклопедия / Сост. и гл. ред. А.Н.Николюкин. М., 2008.

22. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.,1974.

23. Словарь терминов французского структурализма / Сост. И.П. Ильин // Структурализм: «за» и «против» /Сост. М.Я. Поляков. М., 1975.

24. Современный словарь-справочник по литературе /Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. М., 1999.

25. Художественное восприятие. Основные термины и понятия.: Словарь-справочник / Ред.- сост. М.В. Строганов. Тверь, 1991.

26. Critical Terms for Literary Study. Ed. by F. Lentricchia and T. McLaughlin.Chicago; London, 1990.

27. Cuddon J.A. The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory.London, 1992.

28. Dictionary of World Literary Terms / Ed. by J.T. Shipley. Boston, 1970.

29. Gray M. A Dictionary of Literary Terms. York Press, 1988.

30. Metzler - Literatur - Lexikon: Begriffe und Definitionen / Hrsg. von G. und I.Schweikle. 2. Aufl. Stuttgart, 1990.

31. Myers J.E., Simms M. The Longman Dictionary of Poetic Terms. New York; London, 1989.

32. Prince G. A Dictionary of Narratology. Andershot (Hants), 1988.

33. Sierotwinski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw, 1972.

Научная литература

1.Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2004.

2.Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3.Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М., 2009.

4.Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л., 1927.

5.Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

6.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.

7.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

8.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000.

9.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

10.Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

11.Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. М., 1997.

12.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

13.Вёльфлин Г.Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

14.Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.

15.Гадамер Г.Г.Актуальность прекрасного. М., 1991.

16.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.

17.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.

18.Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.

19.Гачев Т.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. М., 1969.

20.Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

21.Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

22.Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

23.Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991.

24.Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2007.

25.Горшков А. Русская словесность. М., 1995.

26.Добин Е. Сюжет и действительность. Л., 1981.

27.Драгомирецкая Н.В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. 1987. № 1.

28.Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

29.Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

30.Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.,1987.

31.Зенкин С. Работы о теории. М., 2012.

32.Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

33.Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

34.Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения М., 1972.

35.Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

36.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

37.Лотман Ю.М.Структура художественного текста. М., 1970.

38.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

39.Лотман Ю. М. Текст в тексте. О природе искусства.// Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

40.Манн Ю.В. Автор и повествователь // Изв. ОЛЯ АН СССР. 1991. № 1.

41.Мелетинский Е.М.Поэтика мифа. М., 1976.

42.Полонский В.В. Мифопоэтика и динамика жанра в русской литературе конца XIX – начала XX века. М., 2008.

43.Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

44.Пьеге – Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

45.Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М.Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011.

46.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

47.Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М., 2001.

48.Тюпа В.И. Дискурсные формации. М., 2010.

49.Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.

50.Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

51.Федоров В. Оправдание филологии. Донецк, 2005.

52.Фридрих Г. Структура современной лирики. М., 2010.

53.Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

54.Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

55.Шмид В. Нарратология. М., 2003.

56.Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001.

57.Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

58.Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М., 1975.

Психологическая школа

В последней трети XIX века культурно-исторический и биографический методы углубляются с помощью психологического подхода (у Брандеса). Возникает психологическая школа (В. Вундт, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.). В основе школы – исследование внутренней, душевной жизни человека, обусловленное идеей о том, что искусство выражает все то, что человек носит в себе: субъективные впечатления внешнего мира и собственные переживания индивида.

Психологическая школа восходит к «биографическому» методу французского писателя и критика Ш. О. Сент-Бева. Русская психологическая школа представлена харьковской группой учеников А. А. Потебни, среди них Овсянико-Куликовский, Горнфельд, Харциев, Райнов, Лезин. Психологическая школа в России прекратила свое существование в 1920-е гг., хотя в русском зарубежье традиции были продолжены в работах В. Ф. Ходасевича, П. М. Бицилли, М. Алданова.

Русская психологическая школа связана с идеями Потебни, полагавшего, что искусство, литература заняты исключительно разработкой психологии человека; ни религия, ни наука не смогут так глубоко заглянуть в его душу. Овсянико-Куликовский в своем труде «История русской интеллигенции» (1906 – 1907) различия между художниками объяснял различиями их психологических типов. Искусство, по его мнению, делится на «наблюдательное» и «экспериментальное». Художник – «наблюдатель» Тургенев изучает действительность и старается соблюдать пропорции в произведении, правдиво воспроизводить реальность. Художник-экспериментатор типа Гоголя или Чехова ставит своего рода опыты над действительностью. Для психологической школы значима категория вдохновения. Общепринятому представлению о Божьем, высшем, даре противопоставлена реальная психология творческого процесса. Художник-творец в определенный момент своей жизни испытывает состояние, близкое к восторгу. Но подлинные шедевры создаются в моменты успокоения, ясности. Вдохновение – это результат работы мысли, хотя сознательному действию ума действительно предшествует неосознанный порыв души, от которого художник «освобождается» в творчестве. Особенно наглядно это проявляется в лирике.

Читатель становится своего рода переводчиком, он переводит произведение на язык своей эпохи, на язык своего личного опыта и видоизменяет его. Но все разнообразные «переводы» восходят к единому оригиналу. Здесь проявляется мера субъективного и объективного начал в психологии восприятия.

Психоаналитическая критика

Метод в литературоведении, вызванный к жизни учением З. Фрейда. Основу этого учения составляют две теории: теория влечений и теория «бессознательного». Первая из них рассматривает человека прежде всего как «искателя удовольствий» и указывает на эротическое влечение как на важнейшее. Согласно второй теории, человек является не только носителем сознания, но и «бессознательного», которое понимается в качестве вместилища чрезвычайно активных психологических импульсов, о происхождении и характере которых человек обычно ничего не знает. Содержанием, материалом «бессознательного» служат, по Фрейду, эротические побуждения, которые «вытесняются» из сознания из-за своей общественно предосудительной направленности. Процесс вытеснения предосудительных устремлений ребенка Фрейд демонстрирует на примере образования «эдипова комплекса». Под влиянием общепринятой морали детское влечение к матери и амбивалентное отношение к отцу вытесняется в «бессознательное». Три величайших произведения литературы – «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского были написаны, считает Фрейд, на тему «эдипова комплекса». Что касается «бессознательного», то наличие неосознанных мотивировок поведения было известно еще до Фрейда. Не случайно его замечание о том, что «бессознательное» открыл не он, а писатели.

Если теория «бессознательного» получила всеобщее признание, то теория влечений (пансексуализм Фрейда) подвергалась острой критике. Сам автор этой теории со временем во многом отошел от нее, во всяком случае попытался внести в нее радикальные изменения.

Фрейдизм почти сразу привлек внимание и литературоведов. Да и сам Фрейд весьма активно использовал свое учение в качестве метода интерпретации художественного произведения. Уже в первой крупной работе «Толкование сновидений» (1900) Фрейд попытался применить свой метод для объяснения трагедии Шекспира «Гамлет». Затрагивая интригующую и опорную проблему нерешительности Гамлета в мести за отца, Фрейд высказал мысль о том, что дядя принца, убив своего брата, осуществил бессознательное стремление племянника. Именно поэтому Гамлет так долго откладывает месть.

Книги Дж. Крача об Э. А. По, В. В. Брукса о Марке Твене, К. Антони о Маргарет Фуллер. Творчество Байрона и Шелли в фрейдистском плане рассматривал Рид. В США в 1930 – 40- е гг. после фрейдистского бума предшествующего десятилетия интерес литераторов к психоанализу резко снизился. В 1950-е гг. использование его в качестве инструмента литературоведческого анализа дополнялось другими теориями «глубинной психологии» (книга Мари Бонапарт об Э. По, 1958).

Большое влияние на литературоведческую мысль оказал К.Г.Юнг, сначала ученик Фрейда, а потом соперник и критик своего учителя, основатель «культурного психоанализа». В отличие от Фрейда, Юнг определил «бессознательное» не как вместилище эгоистических эротических влечений, вытесненных в детстве из сознания, а как резервуар мудрости и высоких творческих потенций – «коллективное бессознательное», в котором сконцентрирован опыт народа, нации, передающийся бессознательно из поколения в поколение. Порождением «коллективного бессознательного» являются архетипы, или первоначальные образы, которые гениальным писателям передаются априорно.

Г. Меррей, применяя теорию «коллективного бессознательного» в литературоведческих целях, доказывал, что Шекспир, ничего не зная об «Оресте», воспроизвел в образе Гамлета почти точную копию Ореста. Сработало «бессознательное» гениального драматурга.

Идеи Юнга пользуются как психоаналитической, так и бессознательной критикой.

Позже, в послевоенный период, значительную роль в развитии психоаналитической критики сыграл философ и литературовед Э. Фромм, который является типичным представителем «культурного психоанализа». Он не ограничивает активность «бессознательного» ни детской эротикой, ни мифологическими архетипами. Для Фромма бессознательное – носитель самых разнообразных по своему содержанию символов, прежде всего универсальных. К последним он относит, например, огонь как символ энергии, света, движения. Отход Фромма от психологической и литературоведческой методологии Фрейда, его опора на традиционные принципы анализа (культурно-исторические) – особенно в интерпретации мифа об Эдипе. Этот миф, по мысли Фромма, отражает не смутные инфантильные влечения Эдипа, а более широкие социальные явления современной ему жизни. Миф об Эдипе должен пониматься не как символ инцестозной любви между матерью и сыном, а как бунт сына против власти отца в первобытной семье.

Прямое применение теорий классического психоанализа в качестве литературоведческого инструментария в настоящее время встречается редко. Но в трансформированном и модифицированном виде психоаналитическая критика и литературоведение продолжают существовать и занимают видное место в ряду других методологий. Особенно тесно переплетены психоанализ и мифологическая критика.

В России в 1922 году в Москве создается «Русское психологическое общество», первым президентом которого был И. Д. Ермаков. Лекции, курсы, выпуск «Психологической и аналитической библиотеки». За короткое время до 1930 года были переведены все работы Фрейда, изданы две книги Ермакова, посвященные анализу творчества Пушкина и Гоголя. В книге о Гоголе («Очерки по анализу творчества Гоголя», 1924) автор указывает на инцестуозные мотивы в творчестве писателя: вожделение отца-колдуна к дочери в «Страшной мести», чувство страха, владеющее человеком.

Особенное внимание с этой точки зрения уделялось творчеству Достоевского. А. Л. Бем создал в 1925 году в Праге «Семинарий по изучению Достоевского».

Из современных сторонников психоаналитической критики наиболее известен русский профессор Университета в Констанце (Германия) И. П. Смирнов. В статье «Кастрационный комплекс в лирике Пушкина» (1991) он акцентирует чувство страха у персонажей поэта и мотив наказания за эротическое действие: смерть Дон Гуана, арест Гринева, любовь Клеопатры ценою жизни в «Египетских ночах», отсечение бороды в «Руслане и Людмиле».

Феноменологическая критика

Основываясь на учениях феноменолога Э. Гуссерля и экзистенциалиста М. Хайдеггера, представители данного направления критики мыслили текст не как эстетический объект для структурно-текстуального анализа, а как акт общения и, одновременно, акт создания (как автором, так и читателем) индивидуального значения. Наиболее известная феноменологическая школа – женевская группа критиков, именуемая «критиками сознания»: М. Раймон, Ж. Пуле, А. Беген и др. полностью игнорируют техническую сторону художественного выражения. Для них не важно, как написано произведение, главное, чтобы оно наиболее ёмко конденсировало элементы сознания автора и стимулировало аналогичную работу сознания читателя, что подтверждает коммуникативную функцию литературы. Творчество понимается как сугубо субъективный акт, в котором выражается личностное восприятие.

Э.Гуссерль в понятие «интенциональный» вкладывает идею направленности на объект, а не имманентности объекта сознанию: «слово «интенциональный» заимствовано у схоластики, чтобы обозначить существенно соотносительный характер феноменов. Всякое сознание «интенционально». В нерефлективном сознании мы "направлены" на объекты, мы «интендируем» их; и рефлексия открывает это как имманентный процесс, характерный для всякого переживания, хотя и в бесконечно разнообразной форме. Осознавать нечто — не означает пустое обладание этим нечто в сознании. Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов».

Для точного представления о том, как разворачивается интенциональный акт, Гуссерль вводит понятие «горизонт». Под «горизонтом» Гуссерль понимает движущуюся границу восприятия. По словам Гуссерля, «слипающийся со смыслом восприятия пустой горизонт <…> имплицитно несет в себе смысл восприятия, что он на деле есть антиципирующее предуказание все новых и новых бытийно принадлежащих воспринятому моментов, еще неопределенных, но могущих быть определенными и т.д».

Узловые понятия концепции Э.Гуссерля: «интенциональность», «горизонт», «конституирование», «пустые места», вошли в понятийный аппарат рецепти

Наши рекомендации